Пресса

28 марта 1960

«Вечерний Ленинград»

О Симфоническом оркестре филармонии и его роли в пропаганде советской музыки

Пропагандист советской музыки

Музыкальная общественность страны готовится к 1-му учредительному съезду композиторов Российской Федерации. В эти дни в нашем городе проходят концерты смотра творчества ленинградских композиторов, осуществляются радиопередачи, посвященные их новым музыкальным произведениям. С большим успехом прошли «концертные премьеры» нескольких крупных симфонических произведений ленинградцев — Четвертой симфонии А. Пащенко, поэмы И. Пустыльника «Муса Джалиль», «Поэмы о Ленине» В. Чистякова, поэмы Ю. Балкашина «Травою заросли окопы».

В пропаганде советской музыки Ленинградскому отделению Союза композиторов большую помощь оказывает их верный друг — второй симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Именно благодаря ему многие произведения в короткий срок становились достоянием слушателей.

Большинство механических записей на магнитофонную пленку, которые демонстрируются в Доме композитора рабочим и служащим, ученым и студентам, колхозникам и школьникам, музыкантам братских республик и зарубежным мастерам, в буквальном смысле «дело рук» артистов симфонического оркестра Ленинградской филармонии и его дирижеров. Кроме этой, широко общественно выявленной стороны творческой деятельности коллектива, не уступающей по значению его выступлениям в открытых концертах, оркестр систематически участвует в закрытых проигрываниях и «пробах», происходящих в узком профессиональном кругу и являющихся для композиторов своего рода лабораторией. Здесь вносятся коррективы в оркестровые голоса, совершенствуется инструментовка. Это — практическая школа мастерства.

Оркестр умеет сразу уловить замысел композитора, отделить главное от второстепенного, выявить ведущие тематические линии произведения. Это обеспечивает подлинный творческий контакт с автором музыки.

Оркестру Ленинградской филармонии недавно исполнилось тридцать лет. Он был основан в 1929 году при Ленинградском радиокомитете, в музыкально-просветительной работе которого на протяжении более двух десятилетий имел ведущее значение. Совместная работа со многими выдающимися советскими дирижерами воспитала в коллективе профессиональную дисциплинированность и широту художественного кругозора.

Можно назвать очень большое количество крупных симфонических и ораториальных полотен, четко исполнительски переданных оркестром. Но основную, преобладающую часть в репертуаре оркестра составляют советские партитуры, в особенности же партитуры ленинградских авторов. Симфонии и симфоньетты В. Щербачева, А. Пащенко, И. Шварца, Л. Пригожина, Л. Вишкарева, Н. Червинского, С. Чичериной; кантаты и оратории О. Чишко, В. Чистякова, А. Петрова, Н. Шахматова, В. Сорокина, Д. Толстого, И. Дзержинского, поэмы, увертюры, сюиты Г. Уствольской, Б. Савельева, А. Маневича; оперы Б. Арапова («Фрегат «Победа») и В. Пушкова («Гроза») — таков далеко не полный актив советской части концертного репертуара коллектива-пропагандиста.

На предсъездовском смотре творчества ленинградских композиторов симфонический оркестр Ленинградской филармонии выступает в качестве лидера многочисленных музыкально-исполнительских коллективов.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

22 марта 1960

«Ленинградская Правда»

О концертах 21 марта 1960 в МЗФ и БЗФ
26 марта 1960

«Вечерний Ленинград»

О концертах 24 и 25 марта 1960 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»