Пресса
«Вечерний Ленинград»
О Симфоническом оркестре филармонии и его роли в пропаганде советской музыкиПропагандист советской музыки
Музыкальная общественность страны готовится к 1-му учредительному съезду композиторов Российской Федерации. В эти дни в нашем городе проходят концерты смотра творчества ленинградских композиторов, осуществляются радиопередачи, посвященные их новым музыкальным произведениям. С большим успехом прошли «концертные премьеры» нескольких крупных симфонических произведений ленинградцев — Четвертой симфонии А. Пащенко, поэмы И. Пустыльника «Муса Джалиль», «Поэмы о Ленине» В. Чистякова, поэмы Ю. Балкашина «Травою заросли окопы».
В пропаганде советской музыки Ленинградскому отделению Союза композиторов большую помощь оказывает их верный друг — второй симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Именно благодаря ему многие произведения в короткий срок становились достоянием слушателей.
Большинство механических записей на магнитофонную пленку, которые демонстрируются в Доме композитора рабочим и служащим, ученым и студентам, колхозникам и школьникам, музыкантам братских республик и зарубежным мастерам, в буквальном смысле «дело рук» артистов симфонического оркестра Ленинградской филармонии и его дирижеров. Кроме этой, широко общественно выявленной стороны творческой деятельности коллектива, не уступающей по значению его выступлениям в открытых концертах, оркестр систематически участвует в закрытых проигрываниях и «пробах», происходящих в узком профессиональном кругу и являющихся для композиторов своего рода лабораторией. Здесь вносятся коррективы в оркестровые голоса, совершенствуется инструментовка. Это — практическая школа мастерства.
Оркестр умеет сразу уловить замысел композитора, отделить главное от второстепенного, выявить ведущие тематические линии произведения. Это обеспечивает подлинный творческий контакт с автором музыки.
Оркестру Ленинградской филармонии недавно исполнилось тридцать лет. Он был основан в 1929 году при Ленинградском радиокомитете, в музыкально-просветительной работе которого на протяжении более двух десятилетий имел ведущее значение. Совместная работа со многими выдающимися советскими дирижерами воспитала в коллективе профессиональную дисциплинированность и широту художественного кругозора.
Можно назвать очень большое количество крупных симфонических и ораториальных полотен, четко исполнительски переданных оркестром. Но основную, преобладающую часть в репертуаре оркестра составляют советские партитуры, в особенности же партитуры ленинградских авторов. Симфонии и симфоньетты В. Щербачева, А. Пащенко, И. Шварца, Л. Пригожина, Л. Вишкарева, Н. Червинского, С. Чичериной; кантаты и оратории О. Чишко, В. Чистякова, А. Петрова, Н. Шахматова, В. Сорокина, Д. Толстого, И. Дзержинского, поэмы, увертюры, сюиты Г. Уствольской, Б. Савельева, А. Маневича; оперы Б. Арапова («Фрегат «Победа») и В. Пушкова («Гроза») — таков далеко не полный актив советской части концертного репертуара коллектива-пропагандиста.
На предсъездовском смотре творчества ленинградских композиторов симфонический оркестр Ленинградской филармонии выступает в качестве лидера многочисленных музыкально-исполнительских коллективов.
В. Богданов-Березовский