Пресса

1926

«Рабочий и театр»‎ № 14

О концерте 17 марта 1926 в БЗФ

Весна Священная

ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ

Успех «Весны Священной» в 1914 году в Париже и успех ее в Филармонии отнюдь не тождественны в своих первопричинах, глубоко различных и в корне противоречивых.

Начало популярности и славы И. Стравинского заграницей, связанной с дягилевскими постановками («Жар-Птица», «Петрушка», позднее «Весна» и т. д.), зиждится на модной тяге парижан к восточной экзотике, которой композитор (отнюдь не намеренно, а по совпадению с личными творческими перспективами) угодил в полной мере — необычайной ослепительностью своего оркестра, сразу же поразившего «скучающий» слух парижан. Парижский успех Стравинского аналогичен, наблюдавшемуся в Париже 3 года назад и сейчас заметно снижающемуся, повальному интересу к негро-американскому «джазу» — этому, вновь открытому виду экзотики. Джаз-банд, принесший громадные ритмические и тембровые возможности современной музыке, будет, конечно, долговечен, но мода на него пройдет, и в Париже уже проходит...

Успех Стравинского у нас в СССР, всегда неизменный (исключение отдельных групп и лиц, находящихся к автору во враждебной оппозиции, только подчеркивает его) коренится менее всего в этой тяге к условной экзотике, к условному «скифству», язычеству и «варварству»!

«Весна священная» полна своеобразной и дикой прелести: весь органический процесс весеннего высвобождения от оков зимы, процесс весеннего оплодотворения, роста и цветения тонко и чутко схвачены композитором. Вполне понятно, что слух сразу боится окунуться в эту, чарующую и жуткую, вязкую топь звуков. Ассиметрично скользят и сталкиваются звучания, образуя своеобразную полифонию, далекую в своем «брожении» от принципов закономерного контрапункта. Нестройные волевые ритмы (раздолье ударным) потрясают оркестр. Звонкий гомон духовых перекликается и ликует, хотя нужно сознаться, что в концертном исполнении это произведение, зарожденное и созданное в теснейшей связи со сценическим действием, значительно проигрывает.

Ф. Штидри сделал все возможное, чтобы представить «Весну священную» непосредственнее и ярче. В проведении «Весны» он проявил тончайшее чутье художника и сильный, покоряющий темперамент.

Программу дополняли Моцарт (увертюра) и Чайковский (серенада для струнного оркестра). Последняя, полная свойственной Чайковскому правдивости и искренности, была стройно проведена дирижером.

Б. Валерьянов



Другие материалы

4 марта 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 3 и 6 марта 1926 в БЗФ
Апрель 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 12

О концертах 10 и 17 марта 1926 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»