Статьи

Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Густав Малер

К нам едет… гастролер
Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Густав Малер

Март 1902 года. В Петербург едет Густав Малер. Ему чуть за сорок. Он недавно получил престижную должность дирижера Придворной Венской оперы. Он буквально неделю назад женился на своей возлюбленной Альме Шиндлер. Малер счастлив. Не слишком типичное состояние музыканта с трагическим мироощущением.

Знакомство Малера с Россией началось задолго до этого. Еще студентом венской консерватории в конце 70-х Густав посылает рукопись своего ля-минорного фортепианного квартета на конкурс, который проводит Петербургское общество камерной музыки. Однако пунктуальность никогда не была сильной стороной российской почты – рукопись до Петербурга не дошла.

Густав Малер, 1881 год

В 1897 Малер, в ту пору дирижер Гамбургской оперы, и сам побывал в Российской империи – он дал один концерт в Москве, восхитился снегом и вкусным чаем:

«Жизнь здесь великолепна! За 30 пфеннигов можно доехать куда угодно. В моей комнате стоит самовар, и я беспрерывно пью из него чай….. Люди здесь чрезвычайно любезны и внимательны…. А такой благоустроенности я не встречал даже в Англии!»

Из письма сестре, Юстине Малер 1(13).03.1897

Большого резонанса концерт не получил, имя Малера пока не на слуху у меломанов. Его европейская, а затем и мировая слава начнется лишь на следующий год, с получением поста капельмейстера знаменитой Придворной Венской оперы. Кстати, именно это назначение внезапно станет препятствием для удачной дирижёрской судьбы Малера в России.

Густав Малер у дверей Венской оперы, 1904 год

В ту пору большинство гастролеров приезжали по приглашению Императорского Русского Музыкального общества. В 1898 председатель Московского отделения ИРМО, дирижер Василий Сафонов задумывается об устройстве концертов Малера в Москве и Петербурге. Против этого резко возражает глава столичного ИРМО, композитор Цезарь Кюи. Он – горячий поклонник хорошо известного в Петербурге блестящего дирижера Ганса Рихтера, с которым Малер делит должность в Вене. Кюи считает Малера самозванцем, стремящимся «подсидеть» опытного коллегу. Эта личная неприязнь могла бы поставить точку в истории русских гастролей Малера. Но приглашение посетить Петербург все же пришло. Причем, с неожиданной стороны.

В конце 1901 года с Малером связались представители фортепианной фирмы «Шредер». Петербургская фабрика, открытая немцем Иоганном Фридрихом Шредером, к этому моменту являлась официальным поставщиком Императорского двора и Петербургской консерватории.

Магазин-салон Шредера над редакцией газеты «Новое время», 1914 год

Большой магазин-салон с концертным залом Шредеры открыли на Невском проспекте еще в середине XIX века, а к началу ХХ решили заняться организацией концертов и на других площадках. Громких имен в сезонах немецких фабрикантов почти не было. Их единственной несомненной удачей стало открытие для российской публики Густава Малера.

 "Малер дирижирует своей симфонией"

Малер, разумеется, соглашается дать концерты в зале Дворянского собрания, где к тому времени выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Чайковский… В двух программах он продирижирует Третьей симфонией Бетховена, соль-минорной симфонией Моцарта и фрагментом из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» – по тем временам сплошные «хиты».

Зал Дворянского собрания. До 1900 года

Позднее первая скрипка оркестра Императорского Мариинского театра, с которым выступал в Дворянском собрании Малер, Виктор Вальтер напишет:

«На мой вопрос, каким образом он достигает таких новых высот, исполняя такие знакомые нам ноты, Малер сказал слова, которые можно было бы написать на его памятнике: «Самое важно в музыке не написано в нотах».

В Петербурге под управлением Малера звучит и Чайковский – неслучайное имя в репертуаре дирижера. Еще в 1892 Малер готовил премьеру «Евгения Онегина» в Гамбурге. Дирижировать спектаклем приехал сам композитор. Но, посетив генеральную репетицию, он доверил провести премьеру молодому дирижеру. Впоследствии Малер не раз поставит «Онегина», «Иоланту» и «Пиковую даму» – в Европе и Америке. В 1902-м в Дворянском собрании он исполняет симфонию «Манфред». Ни одного собственного сочинения в программе Малера не будет. Малер-дирижер моментально завоевывает петербургскую публику. Свой триумф он рад разделить с самым близким человеком – женой Альмой.

Альма Малер

Альме всего двадцать три. Но, кажется, она уже точно знает о своем основном призвании – быть музой великих современников. Дочь австрийского пейзажиста Эмиля Шиндлера, Альма была возлюбленной художников Густава Климдта и Оскара Кокошки, ее вторым мужем был архитектор, основатель Баухауза Вальтер Гропиус, а третьим супругом – писатель и поэт Франц Верфель. Вместе с Верфелем Альма эмигрирует в Америку, но похоронить себя завещает рядом с первым мужем – Густавом Малером. Да и фамилию Малер она оставит навсегда. Их отношения никак нельзя было назвать безоблачными. Незадолго до смерти, узнав об измене жены, Малер даже ездил к отцу психоанализа Зигмунду Фрейду.

Жена Густава Малера Альма и его дочери, Анна и Мария

Но в Петербург Густав и Альма приезжают молодоженами, русские гастроли стали их свадебным путешествием. Малеры радуются виду на Исаакиевский собор из окон гостиницы «Англетер», ходят на приемы, заглядывают в Эрмитаж – здесь Густав долго стоит перед «Блудным сыном» Рембрандта, бродят по улицам города Достоевского – любимого писателя Малера. Достоевским он зачитывался с юности. Арнольд Шенберг вспоминал, как Малер советовал ему работать с учениками: «Дайте почитать этим людям романы Достоевского. Это важнее, чем контрапункт!»

Фотография Густава Малера с автографом

«В нем есть что-то…… от Достоевского», напишет музыковед и будущий художественный руководитель ленинградской филармонии Александр Оссовский во время следующего визита Малера в Россию.

В последние дни гастролей восхищенный тон уступает апатии – Малер жалуется на мигрени и насморк, подхваченный в промозглой российской столице, и мечтает о Вене. В Петербург он вернется в 1907-м. Один. Композитор поселится там же, в «Англетере». Из гостиницы в венскую квартиру он почти ежедневно сообщает Альме новости, пишет о том, что отель стал дороже, но хуже, просит жену срочно сообщить размер ее ноги – в Петербурге продают «чудо какие сапоги» и их непременно нужно купить! Стыдит супругу за то, что она не находит времени написать ответ. В «Англетер» доставят несколько телеграмм с совершенно одинаковым текстом в три слова: «Все хорошо. Альма».

Густав и Альма Малер. Начало 1900-х годов

В этот второй визит Малер в Дворянском собрании не дирижировал. Его концерты прошли в зале Консерватории. Здесь композитор, наконец, представил и свою музыку – Пятую симфонию, посвященную все той же Альме Малер. Вторая часть симфонии известна даже тем, кто не может назвать себя меломаном – она звучит в фильме Висконти «Смерть в Венеции». Приняли симфонию холодно. Рецензент петербургской газеты «St. Petersburgische Zeitung» Иосиф Витоль писал:

«Нельзя по-настоящему понять эту музыку, которая в отдельных местах отмечена печатью мастерства, но которую можно только послушать, покачивая головою и… отложить».

Карикатура на Густава Малера

Римский-Корсаков отозвался еще более резко, назвав симфонию «бездарной, безвкусной, с крайне грубой, грузной инструментовкой…» И добавил: «Обидно, право, за Малера как за музыканта». Впрочем, так думали не только в России. Современники в первую очередь воспринимали Малера как великого дирижера. Писать музыку ему приходилось лишь месяц в году – во время отпуска. За эти летние месяцы накопилось внушительное наследие: девять симфоний, симфония-кантата «Песнь о земле», вокальные циклы «Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика», «Песни об умерших детях» … Увы, чаще всего они не находили отклика у слушателей. Малер объяснял это двумя фразами: «Я несовременный человек. Мое время еще придет». И, несомненно, оказался прав.

Густав Малер, 1907 год

В дореволюционном Петрограде музыка Малера звучала буквально несколько раз. Зато уже в 20-е годы в Ленинграде существовало сразу два кружка, члены которых проводили свободное время, играя симфонии Малера в переложении для восьми рук на двух роялях. Среди участников кружков были и музыканты, тесно связанные с Петроградской филармонией: дирижер Николай Малько (он возглавит филармонический оркестр в 1927 году), будущий художественный руководитель филармонии, критик Иван Соллертинский (он впоследствии напишет первую книгу о Малере на русском языке), Эмиль Купер – первый главный дирижер, директор, один из основателей филармонии. Именно Купер уже в 1922 году исполнит в Большом зале все ту же Пятую симфонию Густава Малера. В аннотации к концерту имя композитора вновь окажется рядом с именем героя Достоевского:

«Малер знал силу заклинаний, потому что сам ощущал власть наваждений: как Манфред он повелевал духами и вызывал смерть, и вместе с тем, как Иван Карамазов носил в своей душе изображение черта…»

Из аннотации к программе Большого зала 29 ноября 1922 года


Густав Малер. Партитура Симфонии № 5, 1903 год

Известно, что горячим поклонником Малера был Дмитрий Шостакович, имя которого сегодня носит Петербургская филармония. Когда Шостаковича спросили, что бы он взял с собой на необитаемый остров, он, не задумываясь, ответил: «Партитуру Малера».

О. Р.




Другие материалы

Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Рихард Вагнер

Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Рихард Вагнер

К нам едет… гастролер
Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Рихард Штраус

Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Рихард Штраус

К нам едет… гастролер

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»