Статьи
Великие композиторы в зале Дворянского собрания: Рихард Вагнер
К нам едет… гастролерПожалуй, ни один композитор за всю историю музыки не вызвал столько жарких споров, как Рихард Вагнер. Со второй половине 19 столетия любой разговор о музыке начинался с выяснения позиций собеседников: выступают ли они за или против Вагнера и его эстетических воззрений. Вагнеровские идеи синтеза искусств вышли далеко за пределы концертных залов и оперных партитур, вдохновляя писателей и поэтов, философов и художников. Тем удивительнее осознавать, что в Петербург сам Вагнер, как и многие зарубежные гастролеры, ехал в первую очередь за высокими гонорарами. И даже помышлял остаться здесь навсегда!
Февраль 1863 года. В Петербург на поезде едет Рихард Вагнер. Где-то рядом в вагоне – агенты Третьего отделения. Вагнер – давний знакомый анархиста Бакунина, он участвовал в дрезденском восстании 1849 года. Теперь композитор, кажется, остепенился, но в России следят за каждым его шагом. За агентов Вагнер поначалу принимает и странных людей в меховых шапках, которые подсаживаются в поезд незадолго до Петербурга и пристально рассматривают композитора. Позднее окажется, что это музыканты императорского оркестра отправились навстречу, чтобы первыми увидеть своего кумира.
Более терпеливые ждут Вагнера в зале Дворянского собрания. Впервые он выйдет на эту сцену 19 февраля и сразу же шокирует публику. Поклонившись, Вагнер встанет к слушателям спиной – неслыханная дерзость! В те времена дирижеры могли видеть музыкантов лишь на репетициях, а на концерте маэстро был вынужден стоять лицом к публике. Вагнеру простят нарушение этикета. И вскоре его примеру последуют другие дирижеры.
На первом концерте Вагнер исполняет Третью симфонию Бетховена и представляет собственную музыку: фрагменты из опер «Летучий голландец», «Лоэнгрин» и «Тангейзер». На бис оркестр под его управлением играет российский гимн «Боже, царя храни». О невероятном успехе рапортуют не только петербургская, но и немецкая пресса. Через несколько дней "Новая Берлинская музыкальная газета" сообщает:
"Рихард Вагнер является героем дня. В России его называют уже вторым Бетховеном".
В Петербурге Вагнера действительно буквально носят на руках. Вместо запланированных трех программ он дает шесть концертов. В гостиной Великой княгини Елены Павловны он читает либретто еще неоконченной тетралогии «Кольцо Нибелунгов». Фрагменты из незавершенных опер Вагнер исполняет и в Дворянском собрании. Именно здесь впервые прозвучит знаменитый «Полет Валькирий»! Публика раскалывается пополам. Споры перерастут в настоящие баталии и продолжатся долгие годы. Вагнерианцы отказывают противникам композитора от дома. Антивагнерианцы настаивают на том, что музыка Вагнера и вовсе не музыка, но они в меньшинстве!
Триумф, пережитый Рихардом Вагнером в Петербурге, а затем и в Москве, для самого композитора был очень важен. В Россию он приезжает после серии провалов своих опер в Европе. В марте 1863 в письме к знакомой Вагнер признается:
«Если ничего не выйдет, я поселюсь здесь, в Петербурге, где мне очень нравится».
Но случится по-другому. Ровно через год, весной 1864-го, на престол в Мюнхене взойдет молодой король Людвиг Второй, Баварский – один из самых горячих и, несомненно, самый влиятельный из поклонников композитора. Вагнер получит безграничные возможности для проведения своей оперной реформы: в его распоряжении окажутся лучшие исполнители, а затем и целый театр в Байройте. Едва ли в Петербурге его ждала бы подобная судьба!
Бум «вагнерианства» не стихал в России и после смерти композитора. Его трудами по эстетике зачитывались русские символисты, его оперы одна за другой ставились в обеих российских столицах. Первая Мировая война прервет торжественный марш вагнеровской музыки по России. Но ненадолго.
12 июня 1921 года в бывшем зале Дворянского собрания открылась первая в стране филармония. А уже 22 июня здесь дают монографическую программу Вагнера. В первое десятилетие в Большом зале постоянно звучат фрагменты и даже отдельные акты из «Тристана и Изольды», «Валькирии», «Лоэнгрина», «Парцифаля». В начале 1930-х здесь несколько раз проходит в концертном исполнении опера «Моряк-скиталец» («Летучий голландец»). Бунтарский дух, невероятную мощь вагнеровских партитур ставят на службу новой власти.
«Вагнер шел не от революции к искусству, а от искусства к революции. И это хорошо. Это значило, что он шел к революции из внутренних потребностей своего дарования», – пояснял нарком просвещения Анатолий Луначарский.
В своих идеологических целях творчество Рихарда Вагнера используют и позднее. С конца 30-х годов под его музыку проходят мероприятия нацистов, Адольф Гитлер называет его любимым композитором, и Вагнер становится одним из символов Третьего Рейха. В послевоенные годы этот посмертный факт в биографии музыканта простят не сразу. Оперы Вагнера сходят с афиш советских театров. Но, что интересно, в филармонии его музыку продолжают играть! Даже во время войны, в эвакуации в Новосибирске ленинградский филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского исполняет увертюры к «Риенци» и «Тангейзеру». Наперекор идеологическим установкам Вагнер будет звучать в филармонии и в первые послевоенные годы, и, разумеется, позднее, доказывая, что армия «вагнерианцев» с 19 века почти не поредела.
О. Р.