Персоны
Александр Свешников
Биография
Свешников Александр Васильевич – хоровой дирижер.
Руководитель знаменитого Государственного русского хора и многолетний ректор Московской консерватории сам профессионального высшего образования не получил. В 1910-е годы Свешников учился в Народной консерватории и в училище при Московском филармоническом обществе, служил регентом в разных церквях, преподавал пение в рабочих школах, с 1923-го по 1928-й работал также во МХАТе, где заведовал вокальной частью Первой студии.
В 1928 году Свешникову поручают создать ансамбль (по сути – камерный хор) при Всесоюзном радио. К этому времени большинство церковных хоров были распущены, и дирижер зовет своих бывших певчих в новый коллектив. Всего за несколько лет камерный Хор под руководством Свешникова добивается больших результатов – исполняет много советской музыки, поет русские народные песни, гастролирует по стране, и в 1936-м на базе ансамбля Радиокомитета создается Государственный хор СССР. С этим коллективом будут связаны долгие годы жизни Александра Свешникова, но пока в 1937-м он дает с ним лишь один концерт – руководить Хором поручают Николаю Данилину, а Александр Васильевич неожиданно получает направление в Ленинград. Здесь с 1937 года и до начала войны он возглавляет Государственный хор академической капеллы.
Именно в этот период имя Свешникова впервые упоминается на афишах Ленинградской филармонии, причем чаще в качестве художественного руководителя Капеллы, а не дирижера. Музыкант готовит Хор к исполнению симфонии № 9, Торжественной мессы и оперы «Фиделио» Бетховена, реквиемов Верди и Берлиоза, Магнификата Баха, оратории Генделя «Иуда Маккавей», «Прометея» Скрябина, кантат «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Весна» Рахманинова. Хор поет в концертах советской музыки – в кантатно-ораториальных сочинениях Василенко, Юдина, Шапорина, Мурадели. 20 декабря 1940 года Хор Свешникова участвует в премьерном исполнении «Здравицы» и кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева, дирижирует Абрам Стасевич. Звучат в Большом зале и сделанные Свешниковым обработки народных песен.
А. Свешников и хор мальчиков Московского хорового училища, 27 июня 1956 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
За дирижерским пультом Свешниковв этот период появляется в Филармонии редко. В 1938-м под его управлением проходит исполнение оркестрово-хоровой сюиты Прокофьева «Песни наших дней», в дневных концертах он дирижирует хоровыми обработками советских и народных песен, в 1939-м проводит концерт в рамках «Декады советской музыки».
В следующий раз Свешников выйдет на сцену Большого зала лишь через девять лет, в 1948-м, уже в новом амплуа – как гастролер из Москвы, дирижер и руководитель Государственного хора русской песни (так в этот период назывался Государственный хор СССР). В том же 1948-м на волне борьбы с «формализмом» с поста ректора Московской консерватории снимают Виссариона Шебалина, и это место тоже на долгие тридцать лет займет Александр Свешников. Одновременно у дирижера будет еще один директорский пост: в 1944 году он становится основателем и руководителем Московского хорового училища. С некоторыми его воспитанниками Свешников знаком еще по ленинградскому периоду: это юные певцы Хора мальчиков Ленинградской капеллы, которых после эвакуации вернули не в Ленинград, а в столицу. Среди учеников Александра Васильевича и в училище, и в консерватории будут знаменитые хоровые дирижеры – Александр Юрлов, Владимир Минин, Клавдий Птица, Виктор Попов.
Концерт 24 марта 1957 года. Симфонический оркестр филармонии, Государственный Академическиий Русский хор. Дирижер А. Свешников.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Большом зале филармонии Свешников выступает с обоими коллективами. Чаще – с Государственным русским хором СССР, реже – с Хором мальчиков Московского хорового училища. В его программах не только обработки народных и авторских советских песен (ведь именно исполнение этой музыки ставили целью при создании Русского хора). Хор Свешникова поет много зарубежной, в том числе духовной музыки: Баха и Генделя, итальянских старинных мастеров – Монтеверди, Йомелли, Палестрины. Сложнее было включить в программу русскую духовную музыку, которую Свешников, воспитанный на традициях церковного пения, хорошо знал и любил. Здесь дирижер иногда идет на уловки – к духовным сочинениям приписывается новый «нейтральный» текст, а «Тихая мелодия», исполненная Хором «закрытым звуком» без слов, оказывается на самом деле хором «Тебе поем» из Литургии Рахманинова. Возвращение в репертуар Всенощной Рахманинова, запрещенной к исполнению в концертных залах, будет ждать перестроечных 1980-х. Но в 1960-х годах Свешников записывает Всенощную на пластинку, предназначенную для продажи за рубежом. Часть тиража остается в стране и распространяется среди музыкантов. Евгений Светланов позднее признавался:
«Когда мне бывает невмоготу…, я всегда ставлю пластинку ‘’Всенощной’’ в исполнении хора под управлением Свешникова».
Несколько частей из Всенощной Свешников дирижировал и в Большом зале Ленинградской филармонии весной 1968 года.
В последний раз дирижер вышел на эту сцену 1 марта 1973 года. До 1980-го на афишах концертов Государственного хора и Хора мальчиков Московского училища Свешников указан как художественный руководитель, но за пультом стоят уже его ученики и последователи. Еще при жизни Александра Васильевича и слушатели, и музыканты называли между собой Русский хор «хором Свешникова». После смерти дирижера его имя было присвоено Русскому хору официально.
O. Р.
Концерты
-
20 апреля 1937
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 1. Симфония № 9
-
25 апреля 1937
12-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 1. Симфония № 9
-
27 мая 1937
8-й концерт 3-го абонемента
Верди
Верди. Реквием
-
16 ноября 1937
I концерт
Декада советской музыки
В программе: Соловьев-Седой, Мясковский, Желобинский, Шостакович, Гнесин, Дзержинский
-
17 ноября 1937
II концерт (программа с аннотациями)
Культпоход оптико-механического завода им. ОГПУ
Декада советской музыкиЮдин. Фрагменты из «Героической оратории». Вейсберг. «Молдавские песни». Ариозо Гюльнары из оперы «Гюльнара». Свиридов. Концерт для фортепиано с оркестром. Томилин. Симфоническая сюита № 1
-
30 ноября 1937
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир ДранишниковВагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Юдин. III часть Реквиема памяти С. М. Кирова. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 5
-
1 декабря 1937
(повторение программы 30 ноября, программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир ДранишниковВагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Юдин. III часть Реквиема памяти С. М. Кирова. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 5
-
31 марта 1938
8-й концерт молодежного абонемента (программка с биографией и портретом Прокофьева, с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр СвешниковГлинка. «Арагонская хота». «Ночь в Мадриде». Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка». Прокофьев. «Песни наших дней»
-
8 апреля 1938
(программка на концерты 8 и 14 апреля с портретом Грига на обложке и кратким содержанием)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура Александра Глумова
-
14 апреля 1938
9-й концерт молодежного абонемента (программка на концерты 8 и 14 апреля с портретом Грига на обложке и кратким содержанием)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура Александра Глумова
-
6 мая 1938
(программа с портретом Грига, с кратким содержанием и составом оркестра)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура Александра Глумова
-
12 октября 1938
(машинопись и рукопись)
Концерт для учащихся средних школ
В программе: Дунаевский, Дзержинский, Шуман, Соловьев-Седой, Григ, Чайковский, Лядов, Кассиль, Римский-Корсаков, Гуно, Даргомыжский, Венявский
-
31 октября 1938
(программка с составом оркестра)
Юбилейный концерт в честь 50-летия основания оркестра русских народных инструментов имени Андреева
В программе: Дунаевский, Андреев, Ниман, Крюковский, Фомин, Каркин, Пащенко, Мендельсон, Мусоргский, Верди, Чайковский, Римский-Корсаков, Василенко
-
12 ноября 1938
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукМоцарт. Серенада № 7 «Хаффнер». Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Бах. Магнификат
-
6 января 1939
2-й концерт 2-го дневного абонемента для учащихся средних школ (рукопись)
Сборный концерт
В программе: Покрасс, Дунаевский, Шуман, Лассо, Григ, Чайковский, Джамбул, Лебедев
-
18 января 1939
5-й концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукМоцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Бах. Magnificat
-
3 февраля 1939
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБах–Гедике. Пассакалия. Бетховен. Симфония № 9
-
30 марта 1939
9-й концерт 1-го абонемента (программка с составом оркестра)
Гендель
Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»
-
3 апреля 1939
(программка с составом оркестра)
Гендель
Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»
-
10 апреля 1939
(программка с составом оркестра, общая на 10 и 12 апреля)
Верди
Верди. Реквием