Персоны

Василий Соловьев-Седой

1907–1979
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Василий Соловьев-Седой

Биография

Соловьев-Седой Василий Павлович – композитор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Будущий автор знаменитых советских песен вырос в доме на Невском проспекте, где за чистоту и порядок отвечал его отец – старший дворник Павел Соловьев. Он и подарил сыну балалайку, и мальчик освоил ее с легкостью. Первое пианино Вася Соловьев увидел в кинотеатре «Слон», который открылся в их доме, попробовал клавиши, подобрал знакомую мелодию, а вскоре стал тапёром – сопровождал на пианино немые фильмы. Импровизировал легко, и в 1925-м его взяли пианистом на Ленинградское радио – аккомпанировать утренней гимнастике и певцам-любителям. Профессиональное образование талантливый самоучка начнет получать лишь в 1929-м, сначала в Музыкальном техникуме, а потом в Консерватории, которую окончит в 1936 году. Именно по совету консерваторского педагога по композиции, профессора Петра Рязанова, музыкант возьмет псевдоним. Так, к фамилии Соловьев добавиться вторая – Седой (это прозвище ему дали еще в детстве за светлые волосы).

Василий Павлович Соловьев-Седой будет писать оперетты и балеты – сюиты и отдельные номера из них прозвучат не раз в Большом зале Ленинградской филармонии, фортепианные пьесы – их исполняет жена композитора Татьяна Рябова. Но в историю отечественной музыкальной культуры он войдет как автор замечательных песен – лиричных, теплых, с мелодиями естественной красоты, не утративших своего обаяния и по сей день. Редкая судьба для массового жанра. Быть может, лучшие из них написаны во время войны – «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были». Но и после войны будут «Где же вы теперь, друзья-однополчане», песни из кинофильмов (самая популярная – про пилотов).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Кажется, Соловьев-Седой сочинил и главную песню про Москву – «Подмосковные вечера». Конечно, он писал и о родном «городе над вольной Невой» – «Прощай, любимый город», «Слушай, Ленинград» (обе на стихи Александра Чуркина). Но первой была «Песня о Ленинграде» на слова Елены Рывиной («Разгорайся наша песня, / Молода и горяча. / Наш прекрасный светлый город / Носит имя Ильича»). За нее и за песню «Парад», композитор получил две первые премии на конкурсе Ленинградского Союза композиторов в 1936 году. Сегодня их, созданных на злобу дня, вряд ли кто-то вспомнит. Но именно эти песни (а также «От края до края» о Сталине, куда же без нее в 1937 году?) впервые прозвучали в Большом зале филармонии в исполнении хора Капеллы и Заслуженного коллектива под управлением автора.
Авторский вечер В. П. Соловьева-Седого 19 января 1959 года в Малом зале филармонии.
С пианисткой Татьяной Рябовой и певцов Владимиром Журавленко (бас).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцену филармонических залов он будет выходить еще не раз как автор-исполнитель – аккомпанировать на рояле в праздничных программах, дирижировать в Большом зале в 1939-м и 25 апреля 1957-го – на авторском концерте, посвященном 50-летию композитора.

ID=1

Выступает Соловьев-Седой в Филармонии с приветственными речами на концертах советской музыки и как председатель Ленинградского отделения Союза композиторов – на этот пост его избирают в 1948 году. Кресло председателя Василий Павлович передаст в 1964-м Андрею Петрову, который выступит со вступительным словом 25 апреля 1977 года на последнем в Большом зале авторском концерте Соловьева-Седого, посвященном его 70-летнему юбилею. Кроме Симфонического оркестра филармонии под управлением Александра Дмитриева в концерте участвовали многие ленинградские коллективы.
19 января 1959 года. В. П. Соловьев-Седой и вокальный дуэт Виталий Копылов (тенор) и Владимир Матусов (баритон).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Артисты Соловьева-Седого любили, его песни пели все звезды отечественной эстрады – от Утесова и Бернеса до Хиля и Сенчиной. Любили за музыку, за фантастическое чувство юмора (об этом вспоминают все, кто знал Василия Павловича) и жизнелюбие.

Ровно 20 лет имя Соловьева-Седого носил Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио и телевидения: его присвоили коллективу в 1981-м, но в 2001-м почему-то «отобрали», теперь это Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга Центра музыкальной культуры «Чайковский». Но песни композитора, во всяком случае, лучшие из них, уже заняли свое место в истории отечественной музыки.

И. Р.


Концерты

  • 1 ноября 1937

    (программа)

    Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов

    В программе: Соловьев-Седой, Желобинский, Ходжа-Эйнатов, Юдин, Чишко, Шостакович, Дунаевский

  • 23 ноября 1937

    VI концерт (программка на 23 и 24 ноября, с аннотацией и рукописными пометами в скобках)

    Культпоход завода «Электросила»
    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 24 ноября 1937

    VII концерт (программка на 23 и 24 ноября)

    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 21 января 1939

    Концерт памяти В. И. Ленина

    Носов. Гимн Ленину. Томилин. «Два сокола». Соловьев-Седой. Песня о Ленинграде. Дзержинский. Казачья песня из оперы «Тихий Дон». Дунаевский. Реквием памяти вождя. «Герои Хасана». «Дальняя сторожка». «Дорогой широкой». Песня о Сталине. Бетховен. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»

  • 21 мая 1949

    (в рамках Пленума Ленинградского Союза композиторов, программа и пригласительный билет)

    Симфонический концерт из произведений советских композиторов

    В программе: Салманов, Ходжа-Эйнатов, Свиридов, Евлахов, Владимирцов, Соловьев-Седой, Богданов, Прицкер, Лобковский, Носов

  • 17 декабря 1950

    (рукописная книга)

    Большие праздничные концерты

    (программа не указана)

  • 17 декабря 1950

    (рукописная книга)

    Большие праздничные концерты

    (программа не указана)

  • 21 января 1951

    (рукописная книга)

    Концерт артистов Гостеатров и филармонии

    (программа не указана)

  • 18 февраля 1952

    (рукописная книга)

    Концерт, посвященный 60-летию творческой деятельности С. О. Давыдовой

    (программа не указана)

  • 22 ноября 1953

    2-й концерт 1-го абонемента

    Смотр творчества ленинградских композиторов
    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский
    Дирижер – Арвид Янсонс
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Салманов. Симфония № 1. Дзержинский. Три оды для баритона и симфонического оркестра. Балкашин. Симфоническая поэма «Павлик Морозов». Ходжа-Эйнатов. Поэма-кантата для солистов, хора и симфонического оркестра

  • 23 ноября 1955

    1-й концерт 6-го абонемента

    Смотр творчества ленинградских композиторов
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Ходжа-Эйнатов. Симфония. Фантазия для фортепиано с оркестром. Уствольская. «Детская сюита». Евлахов. Сцены из балета «Ивовая веточка»

  • 25 апреля 1957

    Юбилейный концерт, посвященный 50-летию В. П. Соловьева-Седого

    В программе: Соловьев-Седой




Другие материалы

Ефим Сеймович

Ефим Сеймович

Фортепиано ?–1974
Марк Тайманов

Марк Тайманов

Фортепиано 1926–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»