Персоны

Михаил Штейман

1889–1949
Михаил Штейман

Биография

Штейман Михаил Иосифович – дирижер.

Уроженец Елисаветграда (Кировоград, ныне – Кропивницкий), Михаил Штейман образование получил в Петербургской консерватории, где учился у Александра Глазунова и Николая Черепнина по композиции и дирижированию. Золотая медаль и премия Михайловского дворца открывала выпускнику большие творческие возможности. В 1910-е годы Штейман дирижирует в Петербургском театре музыкальной драмы, в Тифлисском музыкальном театре, в 1924–1925 работает в Москве в филиале Большого театра (бывшая Опера Зимина), но вскоре эмигрирует из Советской России.

За рубежом его карьера складывается вполне успешно. В 1927–1929 Штейман руководит оперными спектаклями Русского театра в Монте-Карло, в 1929–1932 сотрудничает с «Русской оперой в Париже», а во время пробных гастролей будущей труппы в 1928 году в Барселоне, организованных Марией Кузнецовой-Бенуа (одна из создателей «Русской оперы»), стоит за пультом на испанской премьере «Царя Эдипа» Игоря Стравинского.

Под управлением Штеймана на прославленных парижских сценах идет русская классика – «Руслан и Людмила» (парижская премьера), «Русалка», «Садко», «Царская невеста». Его окружение – знаменитые артисты, с которыми музыкант знаком еще по России: в спектаклях Штеймана поет Шаляпин, на юбилейном концерте своего учителя Глазунова (к 50-летию творческой деятельности, 1932) он дирижирует хором Русской оперы. Штейман участвует в симфонических концертах Паделу, становится членом Русского музыкального общества за границей, в 1937-м дирижирует концертами Парижского симфонического оркестра в зале Плейель. Но что-то заставило Михаила Штеймана прервать эту внешне успешную парижскую жизнь. В том же 1937-м он возвращается в СССР. Период его жизни за рубежом достаточно подробно освещен в издании Дома-музея Марины Цветаевой «Российское зарубежье во Франции. 1919–2000», ставшем главным источником информации при подготовке этой статьи (там же указаны две возможные даты рождения Штеймана – 1893 /или 1889/, но в архивах Петербургской консерватории датой рождения студента Штеймана, согласно личному делу, указан 1889 год).

О судьбе дирижера после репатриации почти ничего не известно. Тот же словарь «Российское зарубежье» сообщает, что Штейман служил в Большом театре, с труппой которого был в эвакуации в Куйбышеве (1941–1943). Имя его появляется и в списке главных дирижеров Новосибирского театра оперы и балета – эту должность Михаил Штейман занимал в мае – июне 1949 года.

Михаил Штейман не был столь значительной фигурой в русской культуре, как вернувшиеся в 1936-м в СССР Сергей Прокофьев или художники Иван Билибин и Натан Альтман, как писатель Александр Куприн, который переехал в Москву из Парижа в 1937-м по приглашению и утвержденному на заседании правительства специальному разрешению на въезд в СССР. Все же, вероятно, дирижеру тоже обещали счастливую творческую работу и поначалу обещание выполняется.

В сезоне 1937/1938 он проводит в Большом зале Ленинградской филармонии семь концертов– два в октябре, еще пять в январе – марте. Заслуженный коллектив под управлением Михаила Штеймана исполняет в основном русскую музыку – симфонии № 4 и № 6 Чайковского, симфонию № 6 Глазунова, симфонию № 2 и «Поэму экстаза» Скрябина. Она звучит и на последнем выступлении дирижера в Большом зале 4 марта 1938 года. В город своей юности он больше не возвращался.

И. Р.


Концерты

  • 28 октября 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Чайковский. Симфония № 4. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 30 октября 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Чайковский. Симфония № 4. Ария из оперы «Пиковая дама». Ария Роберта из оперы «Иоланта». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 4 января 1938

    (программка с аннотацией и составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Римский-Корсаков. Ария Кащеевны из оперы «Кащей Бессмертный». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 10 января 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Глюк. Увертюра к опере «Альцеста». Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9

  • 4 февраля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Глазунов. Симфония № 6. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 26 февраля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Римский-Корсаков. Вступление и свадебное шествие из оперы «Золотой Петушок». Рубинштейн. Концерт для фортепиано с оркестром. Скрябин. Симфония № 2

  • 4 марта 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Мусоргский–Равель. «Картинки с выставки». Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»



Другие материалы

Сергей Шатирян

Сергей Шатирян

Дирижер 1907–1959
Николай Щучко

Николай Щучко

Балалайка 1907–1995

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»