Персоны
Михаил Штейман
Биография
Штейман Михаил Иосифович – дирижер.
Уроженец Елисаветграда (Кировоград, ныне – Кропивницкий), Михаил Штейман образование получил в Петербургской консерватории, где учился у Александра Глазунова и Николая Черепнина по композиции и дирижированию. Золотая медаль и премия Михайловского дворца открывала выпускнику большие творческие возможности. В 1910-е годы Штейман дирижирует в Петербургском театре музыкальной драмы, в Тифлисском музыкальном театре, в 1924–1925 работает в Москве в филиале Большого театра (бывшая Опера Зимина), но вскоре эмигрирует из Советской России.
За рубежом его карьера складывается вполне успешно. В 1927–1929 Штейман руководит оперными спектаклями Русского театра в Монте-Карло, в 1929–1932 сотрудничает с «Русской оперой в Париже», а во время пробных гастролей будущей труппы в 1928 году в Барселоне, организованных Марией Кузнецовой-Бенуа (одна из создателей «Русской оперы»), стоит за пультом на испанской премьере «Царя Эдипа» Игоря Стравинского.
Под управлением Штеймана на прославленных парижских сценах идет русская классика – «Руслан и Людмила» (парижская премьера), «Русалка», «Садко», «Царская невеста». Его окружение – знаменитые артисты, с которыми музыкант знаком еще по России: в спектаклях Штеймана поет Шаляпин, на юбилейном концерте своего учителя Глазунова (к 50-летию творческой деятельности, 1932) он дирижирует хором Русской оперы. Штейман участвует в симфонических концертах Паделу, становится членом Русского музыкального общества за границей, в 1937-м дирижирует концертами Парижского симфонического оркестра в зале Плейель. Но что-то заставило Михаила Штеймана прервать эту внешне успешную парижскую жизнь. В том же 1937-м он возвращается в СССР. Период его жизни за рубежом достаточно подробно освещен в издании Дома-музея Марины Цветаевой «Российское зарубежье во Франции. 1919–2000», ставшем главным источником информации при подготовке этой статьи (там же указаны две возможные даты рождения Штеймана – 1893 /или 1889/, но в архивах Петербургской консерватории датой рождения студента Штеймана, согласно личному делу, указан 1889 год).
О судьбе дирижера после репатриации почти ничего не известно. Тот же словарь «Российское зарубежье» сообщает, что Штейман служил в Большом театре, с труппой которого был в эвакуации в Куйбышеве (1941–1943). Имя его появляется и в списке главных дирижеров Новосибирского театра оперы и балета – эту должность Михаил Штейман занимал в мае – июне 1949 года.
Михаил Штейман не был столь значительной фигурой в русской культуре, как вернувшиеся в 1936-м в СССР Сергей Прокофьев или художники Иван Билибин и Натан Альтман, как писатель Александр Куприн, который переехал в Москву из Парижа в 1937-м по приглашению и утвержденному на заседании правительства специальному разрешению на въезд в СССР. Все же, вероятно, дирижеру тоже обещали счастливую творческую работу и поначалу обещание выполняется.
В сезоне 1937/1938 он проводит в Большом зале Ленинградской филармонии семь концертов– два в октябре, еще пять в январе – марте. Заслуженный коллектив под управлением Михаила Штеймана исполняет в основном русскую музыку – симфонии № 4 и № 6 Чайковского, симфонию № 6 Глазунова, симфонию № 2 и «Поэму экстаза» Скрябина. Она звучит и на последнем выступлении дирижера в Большом зале 4 марта 1938 года. В город своей юности он больше не возвращался.
И. Р.
Концерты
-
28 октября 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманЧайковский. Симфония № 4. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
30 октября 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманЧайковский. Симфония № 4. Ария из оперы «Пиковая дама». Ария Роберта из оперы «Иоланта». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
4 января 1938
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Римский-Корсаков. Ария Кащеевны из оперы «Кащей Бессмертный». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
10 января 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманГлюк. Увертюра к опере «Альцеста». Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9
-
4 февраля 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманГлазунов. Симфония № 6. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
26 февраля 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманРимский-Корсаков. Вступление и свадебное шествие из оперы «Золотой Петушок». Рубинштейн. Концерт для фортепиано с оркестром. Скрябин. Симфония № 2
-
4 марта 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Михаил ШтейманМусоргский–Равель. «Картинки с выставки». Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»