Персоны

Вера Лотар-Шевченко

1901–1982
Источник изображения: сайт Кино-Театр.ру
Вера Лотар-Шевченко

Биография

Лотар-Шевченко Вера Августовна / Véronique Lautard – пианистка.
Источник изображения: сайт Вконтакте.

Дочь француза и испанки, Вероник Лотар родилась в Турине, в Италии и с детства проявляла большие музыкальные способности. Когда ее отца Огюста Лотара пригласили в Сорбоннский университет, семья переезжает в Париж. Здесь в консерватории Вероник учится у Альфреда Корто, а затем совершенствуется в Венской академии музыки. Концертировать она начала рано, слыла вундеркиндом, в 12 лет впервые выступила с оркестром под управлением Артуро Тосканини, объездила Европу. Ее ждала успешная жизнь, в которой музыке отводилось главное место.
Источник изображения: сайт Кино-Театр.ру

Пришло и личное счастье – Вероник Лотар знакомится с русским эмигрантом Владимиром Шевченко – инженером-акустиком, скрипичным мастером. Он мечтает о возвращении на родину. В 1938-м семья (в ней были и три сына Шевченко от первого брака) приезжает в СССР, поселяется в Ленинграде, а Вероник Лотар становится Верой Августовной Лотар-Шевченко. О Советском Союзе у нее представления самые романтические, но карьеру нужно начинать заново. Большую поддержку она получает от Марии Вениаминовны Юдиной, которая способствует устройству концертов Лотар-Шевченко в Москве. В январе 1941 года она единственный раз сыграет и на сцене Большого зала Ленинградской филармонии.

Владимира Шевченко арестовали накануне войны, Вера Августовна в поисках правды (знавшие ее, отмечали решительность и бескомпромиссность характера) сама берется доказать его невиновность (он погибнет в лагере) и тут же попадает под арест. В лагерях – сначала на Сахалине, потом на Урале, она проведет 13 лет. Все эти годы после тяжелой работы Вера Лотар-Шевченко «играет» на вырезанной на нарах клавиатуре, а когда в 1954-м выходит на свободу, оказывается перед дверью музыкальной школы в Нижнем Тагиле (здесь ей разрешили жить) и просит пустить ее поиграть на настоящем рояле. Благодаря поддержке встретившихся ей на пути людей (репрессированные не были диковинкой для Нижнего Тагила) она устраивается иллюстратором в школу и аккомпаниатором в Нижнетагильский театр, где режиссером тогда работает Владимир Мотыль (в эти края его семья была сослана после ареста отца, погибшего на Соловках). Много лет спустя, в 1975-м, на экраны выйдет его фильм о декабристах и их женах «Звезда пленительного счастья», образ француженки Полины Гебль-Анненковой, отправившейся вслед за мужем в Сибирь, Мотыль создавал с Веры Лотар-Шевченко.
Вера Лотар-Шевченко в Новосибирском Академгородке, 1966 год.
Источник изображения: сайт dnevniki.ykt.ru/Innocentia

Сама она в это время будет уже жить в Новосибирске, в Академгородке, куда ее пригласят после нашумевшей статьи в «Комсомольской правде» (19.12.1965) Симона Соловейчика, услышавшего пианистку на концерте в Барнауле. Знала ее и публика Свердловска, где какое-то время жила пианистка. Но именно в Новосибирске наступает стабильное время в ее невероятной жизни. Здесь у Веры Августовны много друзей и почитателей, в квартире, где никогда не закрывается дверь на ключ, по вечерам собираются на домашние концерты. На публичные выступления Веры Лотар билеты в первый ряд не продаются, эти места оставлены для тех, с кем пианистка пережила лагерные годы, хотя о них Вера Августовна никогда не вспоминает, на судьбу не жалуется. «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна» – эти слова пианистки будут высечены на ее надгробии, о ее судьбе снимут несколько документальных лент и художественный фильм «Руфь». А с 2006-го раз в два года проводится Конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко (сначала в Новосибирске, а с 2014-го в Екатеринбурге).

С конца 1960-х пианистка гастролирует, и спустя двадцать пять лет вновь выступает в Ленинградской филармонии – в Малом зале имени Глинки. С января 1966-го до мая 1969 года Вера Лотар-Шевченко сыграет здесь девять сольных концертов. В составленных пианисткой программах чувствуется ненасытный голод по публичным выступлениям, по роялю. Они скомпонованы даже с неистовостью: в одном концерте звучат две сонаты Бетховена (№ 21 и № 23) и 24 прелюдии Шопена, но этого кажется мало, и к прелюдиям добавляется колыбельная и полонез ля-бемоль мажор, в другом – 32 вариации и соната № 32 Бетховена, а во втором отделении – си-минорная соната и 12 этюдов Шопена… Еще в Малом зале Вера Лотар-Шевченко играет Баха, Моцарта, Листа, Франка, Дебюсси (в том числе 31.01.1966 – 24 прелюдии), Равеля. Пьесы Шумана и Шопена звучат на ее последнем концерте 19 мая 1969 года.

И. Р.


Концерты

  • 10 января 1941

    (черновая рукопись)

    Сборный камерный концерт

    В программе: Шопен, Лист, Левик, Сарасате, Бизе, Щербачев, Стоггарт–Фримль, Палиашвили, Направник, Гурилев




Другие материалы

Теодор Летичевский

Теодор Летичевский

Скрипка 1907–?
Фатьма Мухтарова

Фатьма Мухтарова

Меццо-сопрано 1893(1898)–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»