Персоны

Ольга Ефимова

?–1981
Худ. Татьяна Цырлина
Ольга Ефимова

Биография

Ефимова Ольга Ивановна – актриса.

В доме инженера Евгения Владимировича Михальцева и его жены Ольги Ефимовой-Михальцевой собирались студенты Института живого слова (Ефимова здесь училась) и творческая богема Петрограда. В Институт учительница французского языка Ольга Ефимова поступила, уже будучи мамой двоих малолетних сыновей, впоследствии крупных советских ученых – Всеволода (старшего) и Игоря (младшего) Михальцевых. Дочь Всеволода Евгеньевича Михальцева Татьяна подробно описывает детали жизни его родителей, сохранившиеся в памяти семьи:

«Слушатели в Институте – как правило, творческая молодежь – естественно объединялись в группы ''по интересам”. Свою группу создала и Ольга Ивановна, благо большая квартира позволяла собираться в неформальной обстановке. Ее ‘’голубая гостиная’’ была сказочным светлым оазисом в темном и холодном Петрограде. Светлым – потому что их дом, находящийся напротив Шпалерной тюрьмы, имел общий с ней электрический кабель, и гостиная была иногда освещена одиннадцатью большими и маленькими лампами! Вскоре композитор Анатолий Канкарович предложил дать объединению название ‘’Голубой круг’’: Голубой – потому что в голубой гостиной, круг – потому что все равны, нет ни председателей, ни секретарей – все друзья, единомышленники. Постоянными членами ‘’Голубого круга’’ были начинающие актрисы Вера Матисен, Ольга Михальцева, Вера или Вавочка Мясникова (будущая Анка-пулеметчица в знаменитом фильме ‘’Чапаев’’), Людочка Приемская (в будущем Людмила Скопина – ведущая актриса Московского театра имени Пушкина), Кира Мясоедова (после окончания консерватории – певица, артистка Петроградской филармонии), поэтесса Ольга Кобозева, начинающая актриса Верочка Семёнова, ставшая впоследствии женой писателя Колбасьева, уже знаменитый поэт Михаил Кузмин и его друг – романист Юрочка Юркун, Иван Степанович Исаков (командир миноносца ‘’Изъяслав’’, поклонник Оскара Уайльда и любитель парадоксов, будущий адмирал флота), два морских офицера – Лёнечка ‘’маленький’’ (Рубец) и Леонид ‘’длинный’’ (Соболев – будущий писатель), поэт Владимир Пяст, Вовочка Чернышёв – поэт, композитор, изысканно-светский Жанчик Лихачёв по прозвищу ‘’поэзолирик’’ – студент-филолог, в совершенстве владевший несколькими языками, Иван Иванович Канаев по прозвищу Кант (будущий ученый-биолог), Иван Иванович Соллертинский – тогда еще восемнадцатилетний юноша, обладавший феноменальной памятью, способный до рассвета, шагая по диагонали голубой гостиной, наизусть читать завороженным слушателям главы из ‘’Божественной комедии’’ Данте на итальянском языке, которого, естественно, никто из присутствующих не знал (в дальнейшем он стал крупнейшим музыковедом, художественным руководителем и директором Ленинградской филармонии) и, разумеется, композитор Анатолий Исаакович Канкарович, которого все называли Анатоль. Заходила поэтесса Ирина Одоевцева и ‘’Жоржики’’ – поэты Георгий Иванов и Георгий Адамович <…>»

В 1924 году Ольга Ивановна выйдет замуж за гостя своего домашнего салона Леонида Соболева. В Ленинграде актриса будет чтецом и режиссером Литературного театра, в 1938-м семья переедет в Москву. Соболев станет известным писателем-маринистом, крупным функционером Союза писателей, депутатом Верховного Совета СССР, а Ольга Михальцева-Соболева будет верной женой, поддерживающей мужа, в том числе и просительными письмами к Сталину (он покровительствовал Соболеву). Ее жизнь по-прежнему будет проходить в кругу людей искусства. Но она окажется разительно не похожей на атмосферу свободы, царившей в Петроградском доме Ольги Ефимовой в 1920-е годы.

Вполне вероятно, что в гостиной на Шпалерной проходило и обсуждение сочинения Анатолия Канкаровича с замысловатым названием "Круг музыкального чтения. Мотивы единого Музыкального театра». В его исполнении в Большом зале Филармонии 3 мая 1922 года примет участие, вместе со своими сокурсницами и друзьями по «Голубому кругу», и Ольга Ефимова, оркестром будет дирижировать автор.

В следующий раз артисты выступят 16 января 1923 года в Малом зале (ныне Бетховенское фойе БЗФ), и хотя программа этого концерта не указана, состав исполнителей не оставляет сомнений, что они представят тот же опус Канкаровича, но в камерном варианте, на сей раз с автором за роялем.

И. Р.


Концерты

  • 3 мая 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Игорь Миклашевский, Анатолий Канкарович

    Миклашевский. «Сизиф». Канкарович. Цикл «Посолонный круг». Из «Круга музыкального чтения»

  • 16 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга регистрации концертов)

    Камерный концерт
    Анатолий Канкарович, Ольга Ефимова, Вера Матисен, Людмила Приемская

    В программе: Канкарович (без указания произведений)




Другие материалы

Варвара Мясникова

Варвара Мясникова

Актриса 1900–1978
Людмила Приемская-Скопина

Людмила Приемская-Скопина

Актриса 1903–1992

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»