Персоны

Владимир Гардин

1877–1965
Владимир Гардин. Почтовая карточка советского времени. Источник изображения: сайт Перзидентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина prlib.ru
Владимир Гардин

Биография

Гардин Владимир Ростиславович – режиссер, сценарист и актер театра и кино, педагог, один из основателей советского кинематографа.

Источник изображения: m.mediatly.com

Актерскую карьеру Владимир Гардин, профессиональный военный, выпускник Московского кадетского корпуса и Киевского военного училища, начинал на любительской сцене. Уже в 1904-м он играл в Петербурге с Верой Комиссаржевской в ее театре, преподавал в театральных школах, а потом «со всей яростью своего темперамента» (из дневника Гардина) ушел в кино.

Владимир Гардин и Вера Комиссаржевская в спектакле «Нора» по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом», фото 1904 года.
Оригинал фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Первую свою картину «Ключи от счастья» Гардин снял в 1913-м, его консультировал опытный Яков Протазанов. Двухсерийный фильм стал успешным коммерческим проектом и ярким стартом карьеры Гардина-режиссера. До революции он снимет 43 художественные картины для немого кинематографа. Это будут в основном экранизации классики – Толстого («Воскресение», «Война и мир», «Крейцерова соната»), Тургенева («Дворянское гнездо», «Накануне»), Эдгара По («Маска красной смерти»). Снимал Гардин и документальное кино на злобу дня – во время Первой мировой войны, а потом и войны Гражданской. Фильм 1921 года «Голод… голод… голод» (не сохранился), снятый Гардиным вместе с его учеником Всеволодом Пудовкиным, был закуплен обществом «Американская администрация помощи» для демонстрации за рубежом с целью сбора средств на оказание помощи голодающим в Поволжье.

Источник изображения: сайт Российской национальной библиотеки nlr.ru

Революцию Гардин принял, увидев в ней потенциал обновления искусства. Участвовал в советском киностроительстве, стал директором 1-й Государственной школы кинематографического искусства (нынешний ВГИК), открытой в Москве в 1919-м и уже через год получившей высокую оценку на профильной Всероссийской конференции за создание «новых форм этого вида искусства».

К концу 1920-х эйфория свободы заканчивается: власть, видя в ней опасность, жестко регламентирует искусство. Гардина, мастера старой школы, упрекают теперь в консерватизме. Из кинорежиссуры он вскоре уйдет навсегда, успев поработать и на Ялтинской, и на Минской киностудиях, где в 1927 году на съемках исторического фильма «Кастусь Калиновский» знакомится с актрисой-дебютанткой Татьяной Булах. 27-летняя разница в возрасте не становится препятствием для их брака, дальнейшую жизнь они проживут вместе.

Татьяна Булах и Владимир Гардин на съёмках фильма "Кастусь Калиновский", 1927 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru

Теперь Гардин много снимается. Фильм 1933 года «Иудушка Головлев» станет для семейного дуэта последней совместной работой: Гардин в главной роли Порфирия Головлева, Булах – в роли его племянницы Анниньки. Но сам Гардин продолжит играть, снявшись за всю кинокарьеру в пятидесяти фильмах. За свою работу он удостаивается званий, привилегий, большой дачи под Ленинградом в Лисьем Носу. В скрытой от чужих глаз жизни Гардин думает о трагических последствиях революции, арестах, массовом истреблении людей. Крамольные мысли он доверяет дневнику, который называет «Жизнь или раздумья сумасшедшего», листы дневника хранятся раздельно, в случайных папках, подальше от глаз непрошенного читателя из органов.

Владимир Гардин и Татьяна Булах (вторая справа) в фильме "Иудушка Головлёв", 1933 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru

К лету 1941-го Гардину будет 64 года. Войну он воспринимает, как крах собственной жизни, «обрыв творческой ленты». Решение отказаться от эвакуации Гардин с женой приняли сознательно. С фронтовыми концертными бригадами Ленфильма и Союза работников искусств они выступают перед бойцами в воинских частях, госпиталях. Гардин, если позволяют условия, совмещает в своих концертных программах демонстрацию кинофильмов с его участием с чтением отрывков из литературных первоисточников сюжета. Жанр киноспектакля, в котором театральное действо чередовалось с кинофрагментами, он практиковал еще в 1919-м с учащимися 1-й киношколы. Такую форму выбрал и для своего юбилейного вечера, прошедшего 31 мая 1942 года в Большом зале филармонии. В изданной типографским способом программке (это была редкость для того времени, обычно ограничивались машинописной или рукописной программкой) анонсируется демонстрация фильма «Творческий путь Гардина», а также картин Гардина – режиссера и актера. Среди них первая работа – «Ключи счастья», фильм 1927 года «Поэт и царь», признанный лучшей тогда картиной о Пушкине, «Иудушка Головлев». Затем Владимир Гардин и Татьяна Булах читают фрагменты из «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина, а во втором, менее строгом по форме отделении, разыгрывают рассказ Марка Твена «Интервью». В рукописной книге концертов в программе второго отделения отсутствует демонстрация фильмов, заявленных в типографской программке. Нет там и Софьи Преображенской, которую, вероятно, в последний момент, заменила Галина Скопа-Родионова. Как правило, в рукописную книгу программа заносилась по факту, и потому именно она чаще всего может считаться окончательным источником информации о концерте. Но в любом случае Владимиру Гардину удалось осуществить свой режиссерский замысел в тот юбилейный вечер в Большом зале.

Владимир Гардин в эпизодической роли "явления" Иоганна Себестьяна Баха в фильме "Антон Иванович сердится", 1941 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru

В Филармонии Гардин и Булах выступят еще дважды: в новогоднем концерте 31 декабря 1944 года они «разыграют» рассказ Чехова «Гость», а 25 марта 1945 года на дневном концерте для детей фронтовиков и школьников старших классов вновь прочитают «Интервью» Марка Твена.

И. Р.


Концерты

  • 31 мая 1942

    Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию (анонс и рукописная книга)

    Творческий вечер

    Кинокартины «Творческий путь В. Р. Гардина», «Ключи счастья», «Поэт и царь», «Иудушка Головлев». Салтыков-Щедрин. Отрывки из романа «Господа Головлевы». Кинокартины «Китайский театр», «Анненковщина», «19-й год», «Песнь о летчике». Дунаевский. Песни из кинофильмов. М. Твен. Интервью. Чишко. Песня о пионерах. Кинокартины «Петр I», «Степан Разин», «Песнь о счастье»

  • 31 декабря 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт
    Для Морского инженерного училища

    В программе: Григ, Щербачев, Шопен, Сарасате, Бизе, Венявский, Маршак, Чехов, Брамс, Дель-Акуа, Ленч, Мошковский, Шифман, Соловьев-Седой, Блантер, Оффенбах

  • 25 марта 1945

    (программа-трамвайка, рукописная книга)

    Дневной концерт
    Для детей фронтовиков и школьников старших классов

    В программе: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Пуччини, Гуно, И. Штраус, Григ, Брамс, Михалков, Гурилев, Рахманинов, М. Твен, Рубинштейн, Даргомыжский, Прицкер, Соловьев-Седой




Другие материалы

Тамара Ганус

Тамара Ганус

Балерина ?
Георгий Гаусман

Георгий Гаусман

Дирижер 1912–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»