Персоны

Лев Термен

1896–1993
Источник изображения: pult.ru
Лев Термен

Биография

Термен Лев Сергеевич – ученый, изобретатель.

Длинная, почти вековая жизнь Льва Термена могла бы дать материал не на один авантюрный роман. В ней были встречи с Владимиром Лениным, Чарли Чаплиным, Морисом Равелем, Альбертом Эйнштейном, жизнь американского миллионера, годы советских лагерей, служба в разведке и множество изобретений, из которых лишь одно названо его именем – инструмент терменвокс.

С детства увлекаясь музыкой и наукой, после окончания гимназии Термен так и не смог выбрать, чем он будет заниматься в жизни, и поступил одновременно в Петербургскую консерваторию по классу виолончели и на физико-математический факультет университета. В 1919 году Термена назначают заведующим одной из лабораторий Физико-технического института. Именно здесь, работая над сугубо техническим проектом – измерительной установкой диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах, он почти случайно изобретает новый электромузыкальный инструмент. Сначала он назовет его этеротоном – звуком эфира, но затем переименует в терменвокс.

Консерваторское прошлое помогает Термену усовершенствовать инструмент, и уже в ноябре 1920 года он дает первый концерт на заседании Кружка механиков имени профессора Кирпичева, а весной 1922 года демонстрирует терменвокс в Кремле самому Ленину, тот под руководством изобретателя даже попробует сыграть мелодию романса Глинки. Главе страны терменвокс понравился, но еще больше его заинтересовали возможности другого изобретения Термена – сигнализации, которая срабатывала при приближении человека: принцип действия и в музыкальном инструменте, и в сигнализации был схож.

Термену сразу выдают «бесплатный железнодорожный билет» и право проезда по всей стране для демонстрации терменвокса с лекциями о будущем «радио-музыки». Одной из первых остановок на этом пути и стала Петроградская филармония: 19 декабря 1922 года Лев Термен выступает в Большом зале с лекцией-концертом.

Источник изображения: книга Андрея Смирнова "В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины XX века", фото из архива Сергея Зорина.

На афише видно, что названия у инструмента пока нет. Нет, разумеется, и оригинального репертуара – Термен играет переложения популярной классики. Фрагменты из опусов композиторов, творивших задолго до изобретения Термена, звучали и в лекции-концерте 10 апреля 1924 года в Большом зале. Здесь стоит упомянуть почти детективный сюжет (конечно, не самый яркий в биографии Льва Сергеевича): ни одной афиши лекций Термена в филармоническом архиве не сохранилось. Информация о них взята из работ исследователей его творчества. Так, в статье «Лев Термен. К 120-летию со дня рождения» коллективного авторства В. Самохина, К. Мещериновой и Е. Тихомировой (научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016) приводятся подробности апрельского концерта:

«А. Ф. Иоффе к этому мероприятию раздобыл и подарил Термену только что появившееся чудо – громкоговоритель, а Лев, модернизировав усилитель, добился хорошей слышимости терменвокса в составе оркестра и добавил в него 20 кнопок, позволяющих изменять тембр звучания. В концертное отделение были включены отрывки из произведений Грига, Скрябина и других композиторов, исполнять которые Льву помогали его тёти: Елена Эмильевна и Ольга Эмильевна, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории».


Первым сочинением, в котором будет использовано изобретение Термена, станет «Симфоническая мистерия» композитора Андрея Пащенко. Премьеру «Мистерии» дают в Филармонии 21 мая 1924 года под управлением Дранишникова, с участием Льва Термена. Через полгода, в декабре, повторяют в концерте Бердяева, но в этом случае об использовании радиоэлектронного инструмента никаких упоминаний в афише нет, возможно сочинение звучало не целиком.

С «Симфонической мистерией» будет связана еще одна филармоническая история: утраченную партитуру Пащенко восстановила по оркестровым голосам энтузиаст игры на терменвоксе Олеся Ростовская, и 11 января 2020 года, спустя почти век после премьеры, «Мистерия» вновь прозвучала в Большом зале.

Ленинградские концерты 1924 года станут одними из сотен выступлений Термена в 1920-е годы. Были ли какие-то другие задания у изобретателя во время его странствий по стране, сказать сложно. Однако известно, что перед первым заграничным выступлением, которое состоялось во Франкфурте-на-Майне в 1927 году, он имел длительный разговор в Разведывательном управлении РККА. С этого момента Термен начинает двойную жизнь. Забитые до отказа залы Берлинской филармонии, лондонского Альберт-холла, парижской Гранд-Опера стоя аплодируют создателю первого инструмента, издающего удивительные звуки без струн и клавиш и даже без тактильного контакта исполнителя с самим инструментом. По возвращению в Москву он пишет доклады о том, что удалось узнать вовсе не по музыкальной или технической линии. Эту двойную жизнь Термен продолжит и в Америке.

Именно здесь, в Нью-Йорке, он запатентует свои изобретения, снимет огромный шестиэтажный дом под собственную студию, где будет принимать великих музыкантов, артистов, крупных политиков, а также предоставлять место для встреч и работы советских разведчиков. Гостями нью-йоркской компании Teletouch&Theremin Studio были Морис Равель, Джордж Гершвин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн и даже президент Эйзенхауэр. Кроме музыкального бизнеса, Лев Термен устанавливает сигнализацию собственного изобретения в американские музеи и тюрьмы. И постоянно шлет отчеты в Москву. Позднее он скажет, что для Америки был тем же, кем являлся Зорге для Германии.

Жизнь американского миллионера окончится в один день. В 1938 году Термена неожиданно вызывают в СССР, а в 1939-м предъявляют ему обвинения в планировании покушения на Кирова (в момент убийства Кирова Термена в стране, разумеется, не было). Изобретать он продолжит сначала на лесоповалах лагерей на Колыме, внеся множество рационализаторских предложений в работу заключенных, а затем его переведут в одну из «шараг» – закрытых тюремных конструкторских бюро, где Термен получает возможность продолжить настоящую научную работу.

Ученый занят разработкой прослушивающих систем. Одна из них, система «Буран», принесет Термену Сталинскую премию, а затем, в 1947-м, и свободу. Его устройство другой системы – «Златоуст», вмонтированное в подарок американским дипломатам, будет успешно установлено в Белом доме и на несколько лет значительно облегчит деятельность советской разведки.

В закрытых научных заведениях НКВД Лев Термен прослужит до 1960-х годов. С 1964-го он коротко работает в лаборатории при Московской консерватории, затем в лаборатории МГУ, но большого успеха его деятельность уже не имеет. Инструменты, в том числе новые, усовершенствованные модели терменвоксов, дважды были уничтожены: сначала в студии консерватории, затем в результате так и не раскрытого налета на московскую квартиру ученого. Однако в отличие от многих экспериментальных музыкальных инструментов, изобретенных в 1920-е годы, терменвокс переживет своего создателя, найдет поклонников в разных странах и будет использоваться композиторами ХX и XXI столетий.

Источник изображения: kulturologia.ru

Правнук изобретателя Петр Термен открыл в Москве единственную в России школу игры на терменвоксе.

О. Р.



Концерты

  • 19 декабря 1922

    Рукописная книга, афиша. Лекция организована Лекторским бюро.

    Лекция Льва Термена «Радио-музыка»

    Лекция-доклад Льва Термена об изобретенном им музыкальном инструменте

  • 10 апреля 1924 (днем)

    В пользу кружка физиков Политехнического института (афиша утрачена, на этой странице представлена копия из свободных источников)

    Лекция-концерт Л. С. Термена «Новые пути музыкального творчества»

    Лекция Льва Термена, концертное отделение

  • 21 мая 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Чайковский. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Вагнер. Рассказ Лоэнгрина из оперы «Лоэнгрин». Пащенко. Увертюра к комической опере «Флорентийский карнавал». «Симфоническая мистерия»




Другие материалы

Оскар Фрид

Оскар Фрид

Дирижер 1871–1941
Николай Большаков

Николай Большаков

Тенор 1874–1958

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»