Персоны
Лидия Сегаль
Биография
Сегаль Лидия Семеновна – певица, сопрано.
С 1942 года Лидия Сегаль была солисткой Радиокомитета, выступала на радио и участвовала в работе фронтовых бригад. В 1943–1944 певица приняла участие в трех концертах в Большом зале филармонии. Возможно, в 1942-м или 1943-м Лидия Сегаль еще раз выступала здесь. Вспоминая о самом тяжелом, голодном времени, еще до прорыва блокады, основательница Музея-института семьи Рерихов Людмила Митусова пишет:
«Однажды под утро … вижу сон. А может быть, не сон, может быть, просто сказка. Вошёл папа. Приблизился тихо, плавно к моей кровати, взял меня за руку и сказал (или подумал): "Иди на концерт!" и пожал мою руку. Я почувствовала это пожатие. Повторил: "Иди на концерт" и опять пожал руку. И тихо, непонятно как, отдалился, ушёл. Смотрю я на комнату, на дверь, на окна. Всё обыкновенно, всё просто. Сон ли это был? Как наяву…
Наступил вечер. Вернулась сестра. Подробно, пока ясно помню, пока всё ещё полна радости какой-то, сон свой рассказала ей. С интересом и участием прослушала она и сказала с иронией: "Да, самое время сейчас на концерт ходить". А на другой день я уже сама вышла за хлебом. <…> Иду мимо забора, а на нём афиша от руки написанная, что в воскресенье, такого-то числа, концерт Михаила Алексеевича Бихтера и певицы Сегаль. Опять по возвращении сестры рассказала ей. "Идти, идти обязательно надо", – заволновалась она.
В воскресенье волновались целый день. Голод, холод и вдруг концерт в Большом зале Филармонии. Пришли за час до начала. В тряпье, в валенках. И к удивлению нашему пальто снимать не надо. Свободно купили билеты. Ещё не пускают. Стоим внизу такой знакомой лестницы, ведущей в концертный зал. И с этой лестницы спустился Михаил Алексеевич, седой, с длинными волосами. Спустился к нам и обнял обеих вместе.
Спрашивает: "Степан Степанович?" – "Нету". "Мама?" – "Нету". "Нету и Златы, и Славы, и Наташи…"
…. И вот мы в зале. Народу мало. Места сами выбрали. Всё такое знакомое. Вышла певица. Вышел Михаил Алексеевич, концерт начался. Первые звуки рояля… И вдруг слёзы! Откуда они взялись. Ведь мы с сестрой не плакали даже при самых тяжёлых обстоятельствах. Давно разучились. Смотрю на Таню. Она тоже вся в слезах…»
В сохранившихся программах 1943 года Лидия Сегаль пела не с Михаилом Бихтером, а с другими концертмейстерами, с Бихтером она выступила лишь в 1944 году.
Концерты
-
5 января 1943
(рукописная книга с пометкой: афиша, объявления по радио и в газете)
Сборный концерт
В программе: Чайковский, Хренников, А. Франс, Делиб, Бизе, Фримль
-
10 января 1943
(машинопись, рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Л. Толстой, Чайковский, Рахманинов, Логинов, Трояновский, Андреев, Алябьев, Даргомыжский, Бетховен, Сен-Санс, Хренников, Фримль, Крейслер, Дворжак, Пресман, Контронэ, русские народные песни
-
30 января 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)
Вечер романсов Чайковского
Чайковский. Романсы