Персоны

Лидия Сегаль

1905–?
Худ. Татьяна Цырлина
Лидия Сегаль

Биография

Сегаль Лидия Семеновна – певица, сопрано.

С 1942 года Лидия Сегаль была солисткой Радиокомитета, выступала на радио и участвовала в работе фронтовых бригад. В 1943–1944 певица приняла участие в трех концертах в Большом зале филармонии. Возможно, в 1942-м или 1943-м Лидия Сегаль еще раз выступала здесь. Вспоминая о самом тяжелом, голодном времени, еще до прорыва блокады, основательница Музея-института семьи Рерихов Людмила Митусова пишет:

«Однажды под утро … вижу сон. А может быть, не сон, может быть, просто сказка. Вошёл папа. Приблизился тихо, плавно к моей кровати, взял меня за руку и сказал (или подумал): "Иди на концерт!" и пожал мою руку. Я почувствовала это пожатие. Повторил: "Иди на концерт" и опять пожал руку. И тихо, непонятно как, отдалился, ушёл. Смотрю я на комнату, на дверь, на окна. Всё обыкновенно, всё просто. Сон ли это был? Как наяву…
Наступил вечер. Вернулась сестра. Подробно, пока ясно помню, пока всё ещё полна радости какой-то, сон свой рассказала ей. С интересом и участием прослушала она и сказала с иронией: "Да, самое время сейчас на концерт ходить". А на другой день я уже сама вышла за хлебом. <…> Иду мимо забора, а на нём афиша от руки написанная, что в воскресенье, такого-то числа, концерт Михаила Алексеевича Бихтера и певицы Сегаль. Опять по возвращении сестры рассказала ей. "Идти, идти обязательно надо", – заволновалась она.
В воскресенье волновались целый день. Голод, холод и вдруг концерт в Большом зале Филармонии. Пришли за час до начала. В тряпье, в валенках. И к удивлению нашему пальто снимать не надо. Свободно купили билеты. Ещё не пускают. Стоим внизу такой знакомой лестницы, ведущей в концертный зал. И с этой лестницы спустился Михаил Алексеевич, седой, с длинными волосами. Спустился к нам и обнял обеих вместе.
Спрашивает: "Степан Степанович?" – "Нету". "Мама?" – "Нету". "Нету и Златы, и Славы, и Наташи…"
…. И вот мы в зале. Народу мало. Места сами выбрали. Всё такое знакомое. Вышла певица. Вышел Михаил Алексеевич, концерт начался. Первые звуки рояля… И вдруг слёзы! Откуда они взялись. Ведь мы с сестрой не плакали даже при самых тяжёлых обстоятельствах. Давно разучились. Смотрю на Таню. Она тоже вся в слезах…»

В сохранившихся программах 1943 года Лидия Сегаль пела не с Михаилом Бихтером, а с другими концертмейстерами, с Бихтером она выступила лишь в 1944 году.


Концерты

  • 5 января 1943

    (рукописная книга с пометкой: афиша, объявления по радио и в газете)

    Сборный концерт

    В программе: Чайковский, Хренников, А. Франс, Делиб, Бизе, Фримль

  • 10 января 1943

    (машинопись, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Л. Толстой, Чайковский, Рахманинов, Логинов, Трояновский, Андреев, Алябьев, Даргомыжский, Бетховен, Сен-Санс, Хренников, Фримль, Крейслер, Дворжак, Пресман, Контронэ, русские народные песни

  • 30 января 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)

    Вечер романсов Чайковского

    Чайковский. Романсы




Другие материалы

Тамара Сальникова

Тамара Сальникова

Сопрано 1910–?
Галина Семенченко

Галина Семенченко

Артистка оперетты 1909–2011

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»