Персоны
Игорь Бельский
Биография
Бельский Игорь Дмитриевич – артист балета и балетмейстер.
Еще студентом Хореографического училища Игорь Бельский ставил номера для своих сокурсников и всегда старался создать необычный рисунок хореографии, совместив элементы классического и характерного танца. В 1943 году Бельский попадает в труппу Театра им. Кирова (Мариинского), танцует в балетах «Шурале», «Бахчисарайский фонтан», «Раймонда», «Ромео и Джульетта». А уже с 1946 года параллельно со сценической карьерой начинает преподавать в Хореографическом училище, оказавшись самым молодым педагогом за всю историю учебного заведения.
Игорь Бельский в балете С. С. Прокофьева "Каменный цветок". ГАТОБ им. Кирова, 1957 год.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
В те же 1940-е складывается концертный дуэт Бельского–Анисимовой, причем Бельский сам ставит номера, с которыми они выступают на разных площадках. На вечере танца
Нины Анисимовой Игорь Бельский впервые появляется и в Большом зале в декабре 1944-го, и до 1959 года остается постоянным участником филармонических балетных вечеров. В основном Бельский исполняет здесь отдельные номера в сборных программах, но в декабре 1949-го проходит его творческий вечер в дуэте с Ниной Анисимовой. Другими постоянными творческими партнерами Бельского на сцене Большого зала становятся балерины Алла Осипенко и Ольга Заботкина. В начале 1950-х в балетных вечерах училища выступали ученики Игоря Бельского.
В балете П. И. Чайковского "Лебединое озеро". ГАТОБ им. Кирова, 1950 год.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
Но самые яркие события в жизни хореографа, навсегда вписавшие его имя в историю балета ХХ столетия, произойдут позже, в 1960-е годы: Бельский возвращает на балетную сцену музыку
Дмитрия Шостаковича, но ставит не запрещенные ранние балеты композитора, а его Седьмую «Ленинградскую» и Одиннадцатую симфонии. Балеты на симфоническую музыку, с одной стороны, возрождали традиции танцсимфонии, адептом которой был Федор Лопухов, а с другой, открывали новую эру в советском балете. Наряду с «Каменным цветком» Юрия Григоровича, хореографические опусы Бельского становятся символами «театральной оттепели». Среди других известных работ хореографа – балеты на музыку молодых композиторов Андрея Петрова («Большие надежды») и Родиона Щедрина («Конек-Горбунок»). Ставит он и «Щелкунчика» Чайковского, по-новому раскрывая возможности хрестоматийной балетной партитуры.
Источник изображения: conservatory.ru
В 1960-е годы Игорь Бельский был главным хореографом Малого оперного (Михайловского) театра, в 1973–1977 занимал эту же должность в Театре им. Кирова, и до конца жизни преподавал – в Консерватории и в Хореографическом училище, которое возглавил в 1992 году, когда знаменитому учебному заведению уже был присвоен статус Академии русского балета.
О. Р.
Концерты
-
17 декабря 1944
Вечер танца
Заслуженная артистка РСФСР
Нина АнисимоваВ программе: Аранович, Асафьев, Томе, Малатс, Массне, Фалья, Римский-Корсаков, Шопен, Дебюсси, Хачатурян, Сен-Санс, Гассельман, Лист, Глинка
-
7 июля 1945
(рукопись, рукописная книга)
Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ
В программе: И. Штраус, Шифман, Ардов, Сорокин, Сердечков, Хренников, Оффенбах, Янет, Желобинский, Писарев
-
25 февраля 1946
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
26 февраля 1946
(повторение программы 25 февраля, рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
13 мая 1946
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
3 июня 1946
(рукописная книга)
Вечер танца
Нина Анисимова(программа не указана)
-
15 октября 1946
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
21 декабря 1946
(рукописная книга)
Вечер мастеров искусств
В программе: Хачатурян, Прокофьев, Прицкер, Егоров, Чесноков, Шуман, Танеев, Яковлев, Эйнатов, Комитас, Лепин, Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Хачатурян, Шопен, Рубинштейн, Вердье, Непесли, Хадыр, Соловьев-Седой, Прицкер, цыганская пляска, русская народная песня
-
20 января 1947
(рукописная книга)
Вечер балета артистов Театра оперы и балета имени С. М. Кирова
(программа не указана)
-
3 марта 1947
(рукописная книга)
Вечер танца
В постановке Леонида ЯкобсонаВ программе: Григ, Гранадос, И. Штраус, Табаровский, Чайковский, Танеев, Глюк, Глазунов, Шопен, Понсе–Хейфец, Фалья, Даргомыжский, Альбенис
-
22 ноября 1947
(рукописная книга)
Вечер балета
В программе: вечер балета (программа не указана), Лист, Прокофьев, Чайковский, Массне, Заранек, Щербачев, Дунаевский, Жак
-
20 декабря 1947
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Шопен, Рахманинов, Чайковский, Прокофьев, Микшате, Мусоргский, Даргомыжский, Шуман, Щербачев, Ардити, Дюбюк, Дриго, народные песни, Хачатурян, Эренбург, Пушкин
-
20 февраля 1948
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
30 мая 1948
(рукописная книга)
Вечер балета
Вахтанг Чабукиани(программы балета нет, указаны только вставные номера)
-
1 июня 1948
(повторение программы 30 мая, рукописная книга)
Вечер балета
Вахтанг Чабукиани(программы балета нет, указаны только вставные номера)
-
12 октября 1948
(рукописная книга)
Вечер балета артистов Театра оперы и балета имени С. М. Кирова
(программа не указана)
-
21 ноября 1948
(программа и рукописная книга)
Торжественное заседание и концерт ко Дню артиллерии
В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Глинка, Штраус, Чехов, Хачатурян, русские народные песни, песни советских композиторов, неаполитанская песня, акробатический этюд
-
30 ноября 1948
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
18 января 1949
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
29 марта 1949
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)