Персоны

Георгий Дмитревский

1900–1953
Георгий Дмитревский в Ленинградской филармонии в день концерта 6 июня 1948 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Георгий Дмитревский

Биография

Дмитревский Георгий Александрович – хоровой дирижер, художественный руководитель Ленинградской академической капеллы в 1943–1953 годах.

Георгий Александрович Дмитревский в Ленинградской филармонии в день концерта 23 декабря 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Большая часть недолгой жизни Георгия Дмитревского была связана с Москвой. Здесь с 1918 года, еще не получив профессионального образования, он работал с заводскими самодеятельными хорами, а с 1920-го преподавал в Музыкальном техникуме им. Красной Пресни. В 1925 году он поступил в Московскую консерваторию в класс будущего основателя знаменитого Ансамбля песни и пляски Александрова, а в 1931-м окончил аспирантуру у крупного хорового дирижера Николая Данилина. Дмитревского сразу, с 1930 года, оставляют преподавать в консерватории, с 1934 года он был деканом факультета хорового дирижирования.

Художественный руководитель капеллы Г. А. Дмитревский (справа) и квартет солистов хора Д. Л. Клиот, Е. П. Баранова, Ю. Н. Шифрин, И. Н. Тятов. Ленинград, 1940-е годы.
Фото из альбома «Певческая капелла Санкт-Петербурга». «Славия-Интербук», СПб. 1994.

В середине 1930-х Георгий Александрович недолго возглавляет Московскую капеллу. В эти годы Ленинградской капеллой руководит москвич Александр Свешников. Во время войны их обоих ждут кадровые перестановки: Свешникова вернут в столицу, а Дмитревского отправят в Ленинград. Последнее десятилетие жизни он проведет на посту художественного руководителя Ленинградской академической капеллы и директора Хорового училища, будет преподавать и в консерватории. Проживет совсем недолго – удар хватит его в Капелле прямо во время репетиции Реквиема Берлиоза 2 декабря 1953 года.

Источник изображения: kapellanin.ru

Как вспоминал один из воспитанников училища, почти однофамилец директора – театровед Виталий Дмитриевский, в Ленинграде Георгий Александрович чувствовал себя «чужаком». А ученики, не подготовившие урок, знали, что «сорвать занятие» можно, наведя беседу на воспоминания о его московском прошлом:

«Вот тут Георгий Александрович оживлялся, рассказывал о Синодальном училище, о Кастальском, Данилине, о 20-х годах, о музыкантах ‘’Проколла’’, о композиторе А. Давиденко, к которому он явно питал теплые чувства, садился к роялю, исполнял куски его хоров – ‘’Улица волнуется’’, ‘’Все вперед’’, ‘’На десятой версте’’».

С училищным хором мальчиков Дмитревский выступал лишь на самых ответственных «правительственных» концертах, которые проходили в праздничные дни. Основным его коллективом, разумеется, был «взрослый» хор Капеллы. Георгию Дмитревскому доведется заняться восстановлением состава коллектива, поредевшего за военные годы, возобновлением репертуара, утерянного после вынужденного перерыва. Он готовит хор Капеллы и для выступлений в Большом зале филармонии. Вместе с Заслуженным коллективом Хор исполняет «Манфреда» Шумана (за пультом – Мравинский), «Самсона» Генделя (под управлением Гаука), кантаты «Весна» Рахманинова и «Александр Невский» Прокофьева, ораториальные сочинения Шапорина, Хачатуряна. Имя Дмитревского неизменно значится на афишах как художественного руководителя хора, а его работа всегда высоко оценивается рецензентами.

Премьера оратории "Песнь о лесах" Дмитрия Шостаковича в Большом зале филармонии 15 ноября 1949 года: Дмитрий Шостакович, Георгий Дмитревский, Елизавета Кудрявцева.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сам Георгий Александрович выходил на сцену Большого зала редко. С 1946-го по 1952 год он принял участие лишь в восьми программах, дирижируя хоровым блоком. Это были сборные концерты, в которых, согласно довольно странной с сегодняшней точки зрения традиции, участвовали сразу несколько дирижеров. Появлялся Дмитревский и за пультом Заслуженного коллектива – в неизбежной для репертуара того времени кантате Хачатуряна «Песнь о Сталине» и, дважды, в кантате Танеева «Иоанн Дамаскин» – в 1947 и 1951 годах. Пресса не обошла своим вниманием выступление Дмитревского. В статье «Концерт двух дирижеров» Юлий Вайнкоп писал:

«Афиша одного из последних симфонических концертов Филармонии вызвала большой интерес слушателей. В ней значились имена двух дирижеров. Одно из них – имя заслуженного деятеля искусств профессора И. А. Мусина – хорошо известно широким кругам любителей симфонической музыки. Другое – заслуженного деятеля искусств профессора Г. А. Дмитревского, при всей его популярности как одного из крупнейших деятелей советского хорового искусства – было именем дебютанта на симфонической эстраде.
Профессор Г. А. Дмитревский дирижировал выдающимся произведением русской музыкальной классики – кантатой Танеева ‘’Иоанн Дамаскин’’ для хора и оркестра.
Этой кантатой Танеев начинал свой творческий путь. <…>

Г. А. Дмитревский успешно справился со всеми технологическими трудностями, стоящими перед дирижером-симфонистом, и с большой выразительностью раскрыл все богатство художественного содержания кантаты Танеева. Хоровой коллектив Капеллы под управлением своего непосредственного руководителя пел отлично. В исполнении ‘’Иоанна Дамаскина’’ Государственная академическая капелла одержала одну из наиболее значительных своих художественных побед в этом сезоне» («Вечерний Ленинград». 26.02. 1947).

И. Р.


Концерты

  • 9 мая 1945

    6-й концерт 1-го абонемента (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Хачатурян. «Песня о Сталине». Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 23 мая 1945

    (программка на 23 и 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 25 мая 1945

    (программка на 23 и 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 27 мая 1945

    7-й концерт 2-го абонемента (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин». Бизе. Сюита из музыки к драме Доде «Арлезианка». Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Дюка. «Ученик чародея»

  • 4 июня 1945

    8-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Симфония до мажор. Шуман. Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред»

  • 22 февраля 1946

    Вечер хоровой музыки
    Ленинградская государственная академическая капелла

    В программе: Танеев, Кюи, Мельников, Гречанинов, Палестрина, Шуберт, Лотти, Лассо, Шуман, Прицкер, Коваль, Егоров, Леонтович, Новиков, народные песни

  • 14 апреля 1946

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 15 апреля 1946

    4-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 14 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 27 апреля 1946

    6-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Рахманинов. Кантата «Весна». Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 15 мая 1946

    6-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Верди. Реквием

  • 24 мая 1946

    7-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 28 мая 1946

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Симфония № 1. Симфония № 9

  • 29 мая 1946

    Верди

    Верди. Реквием

  • 15 июня 1946

    9-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Увертюра «Леонора» № 3. Кантата «Морская тишь и счастливое плавание». Фантазия для фортепиано, хора и оркестра

  • 21 декабря 1946

    (рукописная книга)

    Вечер мастеров искусств

    В программе: Хачатурян, Прокофьев, Прицкер, Егоров, Чесноков, Шуман, Танеев, Яковлев, Эйнатов, Комитас, Лепин, Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Хачатурян, Шопен, Рубинштейн, Вердье, Непесли, Хадыр, Соловьев-Седой, Прицкер, цыганская пляска, русская народная песня

  • 2 февраля 1947

    10-й концерт 2-го абонемента сезона 1945–1946 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Берлиоз. Реквием

  • 3 февраля 1947

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Берлиоз. Реквием

  • 9 февраля 1947

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 11 февраля 1947

    (повторение программы 9 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Оратория «Сказание о битве за русскую землю»

  • 28 февраля 1947

    4-й концерт 3-го абонемента (программка с текстом реквиема)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Глазунов. Симфония № 5. Левитин «Реквием памяти павших героев»




Другие материалы

Израиль Гусман

Израиль Гусман

Дирижер 1917–2003
Эльза Авессон

Эльза Авессон

Фортепиано 1911–1986

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»