Персоны
Арон Бубельников
Биография
Бубельников Арон Соломонович – дирижер, пианист, профессор Ленинградской консерватории. Отец дирижера Павла Бубельникова.
В 1930 году 19-летний Арон Бубельников приезжает из Луганска в Петроград и поступает на рабфак консерватории, а уже через год оказывается в основном составе консерваторских студентов. Фортепианный факультет он оканчивает в 1937 году в классе Павла Алексеевича Серебрякова, диплом дирижера получает в 1947-м – учебу в дирижерском классе Исайи Эзровича Шермана, начатую в 1938 году, прерывает война.
Службу Бубельников проходит в действующей армии, из которой демобилизуется в 1946-м в звании старшего лейтенанта. Тогда же начинается его педагогическая деятельность. Как значится в архивной справке Петербургской консерватории, преподает он здесь с 1947 года и до конца жизни: в разные годы ведет дирижерский класс на военно-морском факультете, работает на должности декана вокально-режиссерского факультета, занимает должность доцента, а затем и профессора на кафедрах оперной подготовки и режиссуры, а затем музыкально-сценического мастерства.
Дирижерская карьера Бубельникова была связана, главным образом, с Оперной студией консерватории, куда он приходит в 1946-м как концертмейстер, а в 1947–1958 работает как дирижер и руководитель стажерской группы. В оперном классе Арона Соломоновича учились Елена Образцова, Николай Охотников, Ирина Богачева, Константин Плужников, а среди работ, показанных студийцами Бубельникова, – оперы «Дидона и Эней» Пёрселла, «Человеческий голос» Пуленка, «Умница» Орфа, «Обручение в монастыре» Прокофьева. Под его управлением на сцене Оперной студии шли «Демон», «Царская невеста», «Галька», он дирижировал радиопостановками опер «Вильям Ратклиф» Кюи, «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, «Королева Мая» Глюка, телевизионными версиями опер «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова и «Овод» Спадавеккиа. Арон Бубельников сохранял верность и своей первой – пианистической – профессии: он был прекрасным ансамблистом и автором множества транскрипций для фортепиано Моцарта, Вебера, Равеля, Де Фальи, Вила-Лобоса, Онеггера, Хиндемита, Прокофьева, Шостаковича; особую известность получил его Концертный парафраз для двух фортепиано на темы оперы Жоржа Бизе «Кармен».
В Большом зале музыкант выступил лишь однажды – 2 июля 1947 года. Это был Государственный экзамен выпускников дирижерского факультета консерватории Арона Бубельникова и Владимира Столлера – он дирижировал во II отделении. Как сообщила газета «Смена» (3.07.1947), экзаменационная комиссия под председательством Бориса Хайкина «признала исполнение программы выпускниками хорошим и присвоила им квалификацию дирижера симфонического оркестра и оперы». 15 мая 1962 года в отчетном концерте Специальной средней музыкальной школы Ленинградской консерватории будет играть пианист, ученик 11-го класса Павел Бубельников, а 25 апреля 1971-го он дебютирует как дирижер с Симфоническим оркестром филармонии. С тех пор фамилия «Бубельников», впервые напечатанная в программке Большого зала в 1947 году, будет постоянно появляться на филармонической афише.
21 апреля 2011 года в Малом зале имени Глинки состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Арона Соломоновича Бубельникова.
И. Р.
Концерты
-
2 июля 1947
(машинопись, нет в рукописной книге)
Государственный экзамен выпускников дирижерского факультета консерватории
Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»