Персоны
Михаил Вайман
Биография
Вайман Михаил Израилевич – скрипач, педагог.
Когда в 1967 году историк музыки Лев Раабен писал книгу «Жизнь замечательных скрипачей», то наряду с жизнеописанием гениев прошлых эпох – Вивальди, Тартини, Паганини он включил и биографии лучших музыкантов ХХ века – Крейслера, Хейфеца, Менухина. Из советских скрипачей в этот ряд Раабен поставил Давида Ойстраха и Павла Когана, но затем добавил еще одно имя, без которого взгляд на скрипичное искусство современности считал неполным. Имя это – Михаил Вайман. Обладая блестящей техникой, Вайман не был скрипачом-виртуозом в привычном смысле слова. В головоломных транскрипциях и в сонатах Баха, в романтических концертах и сочинениях современников он оставался музыкантом-интеллектуалом. Ученики Михаила Израилевича вспоминали его фразу: «В работе музыканта в первую очередь уставать обязана голова, и уставать для того, чтобы легче было рукам». За свою короткую жизнь – всего 51 год – он успеет сыграть невероятно много. О разнообразии репертуара скрипача можно судить и по программам Ленинградской филармонии. Здесь он выступал на протяжении тридцати лет.
Детство Вайман провел в Одессе, здесь и начал заниматься скрипкой в Школе легендарного педагога Петра Столярского. Ученики Столярского обычно продолжали учебу в Московской консерватории – так поступили Давид Ойстрах, Борис Гольдштейн, Самуил Фурер, Михаил Фихтенгольц, Елизавета Гилельс. Судьба Ваймана сложилась по-другому. Во время войны пятнадцатилетний скрипач с матерью бегут из Одессы в Ташкент, где в то время находилась в эвакуации Ленинградская консерватория и школа-десятилетка при ней. Михаила сразу же зачисляют в класс профессора Юлия Эйдлина. Еще в эвакуации он сдает школьный экзамен и, уже студентом, вместе с консерваторским коллективом едет в 1944 году в Ленинград. С этим городом будет связана вся его дальнейшая жизнь.
В студенческие годы скрипач дебютирует и в Большом зале филармонии. Его имя впервые появилось на афише в июле 1946 года: в программе второго тура Смотра молодых дирижеров Вайман должен был исполнить Концерт Чайковского с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса. Возможно, в последний момент было принято решение не рисковать и не ставить в одну программу дебютанта Ваймана и конкурсанта Янсонса. Михаил Вайман дебютирует годом позже, исполнив с оркестром премьеру скрипичного концерта Максимилиана Штейнберга. Так начнется важнейшая линия в его исполнительской биографии – линия ХХ века. Композиторов-современников Вайман играл охотно и много. В разные годы в Большом зале он исполнит скрипичные концерты Шостаковича, Клюзнера, Ходжи-Эйнатова, Мачавариани, Салманова, Арапова (в том числе и Концерт для скрипки, фортепиано и ударных с Григорием Соколовым и Николаем Москаленко), посвященный ему концерт Баснера.
25 ноября 1955 года в Большом зале на концерте смотра молодых ленинградских композиторов состоится не случившаяся когда-то встреча Михаила Ваймана и Арвида Янсонса. Именно Янсонс станет тем дирижером, с которым музыкант чаще всего будет играть на сцене Большого зала, – вместе они дадут 27 концертов. А концерт Чайковского, так и не сыгранный в июле 1946-го, станет самым репертуарным у Ваймана: с 1947-го по 1977 год он исполнит его 16 раз, в том числе и в 1948 году на выпускном консерваторском экзамене дирижеров Радосветы Бояджиевой и Джемала Далгата, получивших возможность выступить в Большом зале с Заслуженным коллективом.
Вайман окончит консерваторию в 1949 году. В 1950-м он станет лауреатом II премии Конкурса имени Баха в Лейпциге, в 1951-м получит II премию на Конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе. В Филармонии он играет, разумеется, не только современную музыку. Основу его репертуара составляют классические и романтические скрипичные концерты – Вивальди и Баха, Моцарта и Бетховена, Брамса и Мендельсона, Сибелиуса и Сен-Санса. Вайман выступает под управлением Мравинского, Элиасберга, Гаука, Симеонова, Кондрашина, Хайкина, Рождественского, много играет с Куртом Зандерлингом (12 концертов) – не только в пору работы дирижера в Ленинградской филармонии, но и во время его приездов на гастроли из ГДР. С Филармоническим оркестром Вайман ездит и за рубеж: под управлением Янсонса в Финляндию, Зандерлинга – в Восточную Германию, собирая отменную критику и восторженную реакцию публики. Много у него и личных гастролей. С 1967 года Михаил Вайман сотрудничает с Юрием Темиркановым, только что занявшим пост главного дирижера второго Симфонического оркестра. Под его управлением скрипач за один вечер играет концерты Баха (ми мажор), Шостаковича (№ 1) и Чайковского.
Чаще всего Михаил Вайман появляется в Большом зале именно в симфонических программах. Но с 1953-го до 1976 года он сыграет на этой сцене 12 сольных концертов, в которых звучат как виртуозные скрипичные пьесы и транскрипции, так и сонаты – Баха, Бетховена, Франка, Прокофьева. Его неизменным партнером по дуэту будет пианистка Мария Карандашова, а затем жена Алла Жохова. Вайман выступает и в сборных праздничных концертах, участвует в программах, посвященных 50-летию со дня основания Ленинградской филармонии в 1971 году и 20-летию со дня открытия Малого зала им. Глинки в 1969-м. Здесь на камерной сцене он дает сольные концерты, играет с оркестром и в камерных ансамблях – с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Павлом Серебряковым, с Борисом Гутниковым и Юрием Крамаровым.
Имя Ваймана появляется в филармонической афише и в качестве педагога на отчетных студенческих концертах. В консерватории Михаил Израилевич преподает с 1949 года, в 1966-м становится профессором, а с 1970 года возглавляет скрипичную кафедру. В его классе учатся Филипп Хиршхорн, Зиновий Винников, Михаил Гантварг, Сергей Стадлер… К Вайману едут и иностранные студенты – из Польши и Чехии, из Болгарии и Румынии, из Венгрии и Японии.
В мае 1977 года в Филармонии проходит Концерт трех поколений Ленинградской консерватории. Играют недавние выпускники и мэтры, среди них Михаил Вайман и Борис Гутников, которые исполнят Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта со студенческим консерваторским оркестром. Это окажется последним выступлением Ваймана на сцене Большого зала. Через несколько месяцев музыканта не станет. В Малом зале в сольных программах Бориса Гутникова не раз будут звучать сонаты для скрипки и фортепиано Бориса Арапова и Вениамина Баснера, посвященные памяти их общего друга – Михаила Ваймана.
И. Р.
Концерты
-
12 марта 1947
5-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинСкрябин. «Мечты». Штейнберг. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
6 мая 1947
7-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингПейко. Симфония № 2. Лобковский. Концерт для скрипки с оркестром. Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
-
21 декабря 1947
3-й концерт 6-го дневного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Илья МусинДешевов. «Русская сказка». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Глазунов. Симфония № 7 «Пасторальная»
-
23 июня 1948
(машинопись, в рукописной книге не указан)
Государственный экзамен Ленинградской Государственной консерватории
Дирижер – Радосвета БояджиеваБетховен. Симфония № 3 «Героическая». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Владигеров. Рапсодия «Вардар»
-
24 июня 1948
(машинопись, в рукописной книге не указан)
Государственный экзамен Ленинградской Государственной консерватории
Дирижеры – Михаил Черкасов, Джемал ДалгатГлюк. Увертюра к опере «Альцеста». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чайковский. I часть симфонии «Манфред». Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Бородин. Симфония № 3 (неоконченная)
-
23 апреля 1949
9-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»
-
7 января 1950
3-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. «Буря». Концерт для скрипки с оркестром. Глазунов. Симфония № 5
-
20 марта 1950
7-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана». Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром. Вальс-скерцо для скрипки с оркестром. Серенада для струнного оркестра
-
16 апреля 1950
7-й концерт 3-го абонемента
Музыка стран народной демократии
В программе: Сметана, Ли Дзо-Эн, Данко, Симонфи, Белгев, Ежек, Сметана, Дворжак, Сладек, Малат, Кошни
-
30 апреля 1950
(афиша)
Большой праздничный концерт
(программа не указана)
-
13 октября 1950
Иоганн Себастьян Бах
Дирижер – Курт ЗандерлингБах. Бранденбургский концерт № 4. Концерт для скрипки с оркестром. Ария из сюиты для оркестра № 3. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 1
-
7 января 1951
3-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЯ. Иванов. Симфония № 6 «Латгальская». Ходжа-Эйнатов. Концерт для скрипки с оркестром. Вайнберг. «Молдавская рапсодия» для скрипки с оркестром
-
31 января 1951
4-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир ДегтяренкоДворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»
-
10 марта 1951
Вечер русской музыки
Дирижер – Эдуард ГрикуровАренский. Вариации на тему Чайковского. Лядов. Вальс-шутка «Музыкальная табакерка». Чайковский. Вальс-скерцо для скрипки с оркестром. Серенада для струнного оркестра
-
31 марта 1951
Вечер грузинской музыки
Конференция слушателей шестого абонемента и концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиТактакишвили. Симфония № 1. Мачавариани. Концерт для скрипки с оркестром. Палиашвили. Вступление и Лезгинка из оперы «Даиси»
-
26 июня 1951
8-й концерт 8-го абонемента
Иоганн Себастьян Бах
Дирижер – Курт ЗандерлингБах. Бранденбургский концерт № 6. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 1
-
7 ноября 1951
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
23 декабря 1951
(анонс)
Вечер скрипичной музыки
Михаил Вайман(программа не указана)
-
1 января 1952
(рукописная книга)
Новогодний концерт
(программа не указана)
-
6 января 1952
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийЧайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4