Персоны
Зара Долуханова
Биография
Долуханова Зара Александровна – камерная и оперная певица, меццо-сопрано.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Диплом Института имени Гнесиных Зара Долуханова получила в 1957 году. К этому времени за ее плечами были не только фортепианный класс в Московской детской музыкальной школе и скрипичный факультет Гнесинского музыкального техникума (1933– 1938), но и Ереванский оперный театр имени Спендиарова, на сцене которого она пела в 1939–1944, и богатейший опыт работы на Всесоюзном радио (1944–1959), и I премия на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште, открывшая дорогу к успешной международной сольной карьере и признанию на родине. Мир узнал Зару Долуханову прежде всего, как камерную певицу – обладательницу уникального колоратурного меццо-сопрано, с тончайшим чувством стиля, интеллигентную, умную и очень органичную. У нее был огромный репертуар, от старинной музыки до новейших сочинений. Стиль разных эпох ей был одинаково подвластен. Ею восхищались, ей посвящали стихи, ее любили все – публика, друзья, коллеги, ученики (в Институте Гнесиных она преподавала с 1972-го).
Композитор Александр Арутюнян, Зара Долуханова и баритон Владимир Захаров в Ленинградской филармонии в день концерта 3 мая 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ждали Зару Долуханову и в Ленинградской филармонии: с марта 1949-го до июня 1981-го певица дала здесь 84 концерта, поделив их почти поровну между Большим и Малым залами.
Зара Долуханова в концерте 29 октября 1953 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Дебютировав с Заслуженным коллективом под управлением Александра Гаука 2 марта 1949 года, в симфонических концертах певица выступает постоянно лишь до 4 января 1956 года: участвует в исполнениях «Кантаты о Родине» Арутюняна и кантаты Прокофьева «На страже мира» в программах Элиасберга, Хайкина, Мравинского, Грикурова, под управлением Гаука поет в Мессе си минор Баха, в концертах Курта Зандерлинга трижды исполняет мотет Моцарта “Exultate, jubilate’’.
Шостакович, Симфония № 14. Зара Долуханова, Евгений Нестеренко и Ленинградский камерный оркестр. Малый зал филармонии, 1971 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После длительного перерыва 12 февраля 1967-го Зара Долуханова вновь выступает с Заслуженным коллективом, дирижирует Геннадий Рождественский. Это, по существу, сольный концерт певицы, исполнившей Четыре последние песни Рихарда Штрауса и оперные арии – Манон, Аиды, молитву Дездемоны, сцену письма Татьяны (кроме этого, была сюита вальсов из «Кавалера роз» и увертюра к «Набукко»).
Зара Долуханова, 1960-е годы.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Больше с оркестром Зара Долуханова не пела. Но только в Большом зале дала 28 сольных концертов. Исполняла Скарлатти и Перголези, Баха и Генделя, Дебюсси и Равеля, Сен-Санса, Шоссона и Пуленка, Шуберта, Шумана, Грига и Листа, Пёрселла и Бриттена, Глинку, Бородина и Чайковского, Рахманинова и Мясковского, Метнера, Стравинского. Включала в программы и армянские народные песни – в обработках Комитаса и Александра Долуханяна, который был ее первым мужем. Пела современников: из москвичей – Шапорина, Александрова, Таривердиева, из ленинградцев – Слонимского, Гаврилина: она стала первой исполнительницей его «Русской тетради» и посвященного ей цикла «Вечерок».
Зара Долуханова была тонким интерпретатором вокальной музыки Прокофьева и Шостаковича. Прокофьева часто включала в свои сольные программы в Большом зале, пела его и на последнем выступлении здесь 2 июня 1978 года. Шостаковича исполняла только в Малом зале имени Глинки. Здесь, 15 января 1955 года, на творческом вечере композитора состоялась премьера его вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто, тенора и фортепиано в исполнении Нины Дорлиак, Зары Долухановой, Алексея Масленникова и автора. Этот цикл прозвучит в том же составе еще не раз.
Дебют молодой певицы на камерной филармонической сцене случился 16 февраля 1950 года. Аккомпанирует Долухановой ее первый постоянный концертмейстер Берта Козель, позднее она будет выступать в ансамбле с Александром Ерохиным, Ниной Светлановой, Владимиром Хвостиным. С ним даст и свои последние в Филармонии концерты, которые состоятся в Малом зале 18 и 20 июня 1981 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вскоре артистка уйдет из Московской филармонии, солисткой которой была долгие годы (1959–1982), оставит сцену, увлечется живописью, продолжит преподавать и участвовать в жюри вокальных конкурсов. Один из них состоится в 2000 году в Петербурге. И когда Зара Александровна Долуханова, миниатюрная, красивая женщина с лучистыми глазами, появится среди публики Малого зала, поклонники узнают артистку и будут подходить к ней со словами благодарности и любви.
И. Р.
Концерты
-
2 марта 1949
5-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 3. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Романс Полины из оперы «Пиковая дама». Сюита из балета «Лебединое озеро»
-
2 мая 1949
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Мчеделов, Григ, Чайковский, Эренбург, Сен-Санс, Рахманинов, Векерлен, Мошковский, Рубинштейн, Соловьев-Седой, Сарасате, Островский, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Александров, Якоби, Краус, Кальман
-
3 мая 1949
9-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергБетховен. Симфония № 3 «Героическая». Арутюнян. «Кантата о Родине» для солистов, хора и симфонического оркестра
-
11 января 1950
(рукописная книга)
Вокальный вечер
Зара ДолухановаВ программе: Чайковский, Рахманинов, Рубинштейн, Мейербер, Бах–Гуно, Григ, Векерлен, Долуханян, Моцарт
-
16 февраля 1950
Вокальный вечер
Зара ДолухановаВ программе: Чайковский, Танеев, Рахманинов, Толкачев, Долуханян, Гуно, Мартини, Григ, Шуберт, Россини
-
11 апреля 1950
8-й концерт 1-го абонемента
Чайковский
Чайковский. Струнный квартет № 3. «Нет, только тот, кто знал». «О, дитя, под окошком твоим». «Али мать меня рожала». «Простые слова». «Ночи безумные». «Уж гасли в комнатах огни». «Ни слова, о друг мой». «То было раннею весной». «День ли царит»
-
16 октября 1950
Вокальный вечер
Зара ДолухановаВ программе: Даргомыжский, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шуберт, Делиб, Долуханян, Косенко, Мартини, Россини, Векерлен, Моцарт
-
17 октября 1950
И. С. Бах
(в ознаменование 200-летия со дня смерти)
Органный вечер
Исайя БраудоБах. Прелюдия и фуга до минор. Шесть хоральных прелюдий. Ария из кантаты № 33. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Хоральная прелюдия. Прелюдия и фуга ре минор
-
29 октября 1950
1-й концерт 3-го абонемента
Бах. Месса си минор
Бах. Месса си минор для солистов, хора и оркестра
-
31 октября 1950
1-й концерт 4-го абонемента
Бах. Месса си минор
Бах. Месса си минор для солистов, хора и оркестра
-
22 декабря 1950
3-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингМоцарт. Симфония № 35 «Хаффнер». Мотет для голоса с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»
-
25 декабря 1950
2-й концерт 5-го абонемента (афиша)
Вокальный вечер
В программе: Чайковский, Раков, Шапорин, Косенко, Бах–Гуно, Моцарт, Мартини, Массне, Григ, Мейербер
-
7 февраля 1951
4-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинМясковский. Симфония № 21. Хренников. IV картина из оперы «В бурю». Арутюнян. «Кантата о Родине»
-
8 февраля 1951
8-й концерт 6-го абонемента сезона 1949–1950 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинМясковский. Симфония № 21. Хренников. IV картина из оперы «В бурю». Арутюнян. «Кантата о Родине»
-
9 октября 1951
Вокальный вечер
Зара ДолухановаВ программе: Чайковский, Рахманинов, Шапорин, Александров, Раков, Сен-Санс, Шуберт, Григ, Моцарт, Векерлен, Россини, Вальверде, Коваль
-
2 марта 1952
Вокальный вечер
Зара ДолухановаЧайковский. Романсы. Вторая песня Леля из музыки к драме А. Островского «Снегурочка». Бах-Гуно. «Ave Maria». Моцарт. «К Хлое». Брамс. «Ода Сафо». Григ. «Избушка». Песня Сольвейг из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт». «В вечерний час». Россини. Ария из оперы «Семирамида». Массне. Ария из оперы «Вертер»
-
5 марта 1952
3-й концерт 1-го абонемента
Вечер советского романса
Зара ДолухановаШапорин. «Прохладой ночь дохнула». «Твой южный голос томен». «Я помню день». «Среди миров в мерцании светил». «Не одна-то во поле дороженька». «Заклинание». Толкачев. «Соловей». Косенко. «Я здесь, Инезилья, мне грустно». Раков. «Утро». «Цвели, цвели цветики». Долуханян. «У родника». «Храни меня, мой талисман»
-
20 марта 1952
6-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБородин. Симфония № 1. Прокофьев. Оратория «На страже мира»
-
22 марта 1952
4-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМясковский. Симфония № 27. Прокофьев. Оратория «На страже мира»
-
6 апреля 1952
8-й концерт 12-го абонемента (анонс, афиша, абонементная книжка)
Концерт-встреча с молодыми исполнителями
(программа не указана)