Персоны

Зара Долуханова

1918–2007
Зара Долуханова в Ленинградской филармонии в день концерта. Предположительно, вторая половина 1950-х годов. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Зара Долуханова

Биография

Долуханова Зара Александровна – камерная и оперная певица, меццо-сопрано.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Диплом Института имени Гнесиных Зара Долуханова получила в 1957 году. К этому времени за ее плечами были не только фортепианный класс в Московской детской музыкальной школе и скрипичный факультет Гнесинского музыкального техникума (1933– 1938), но и Ереванский оперный театр имени Спендиарова, на сцене которого она пела в 1939–1944, и богатейший опыт работы на Всесоюзном радио (1944–1959), и I премия на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште, открывшая дорогу к успешной международной сольной карьере и признанию на родине. Мир узнал Зару Долуханову прежде всего, как камерную певицу – обладательницу уникального колоратурного меццо-сопрано, с тончайшим чувством стиля, интеллигентную, умную и очень органичную. У нее был огромный репертуар, от старинной музыки до новейших сочинений. Стиль разных эпох ей был одинаково подвластен. Ею восхищались, ей посвящали стихи, ее любили все – публика, друзья, коллеги, ученики (в Институте Гнесиных она преподавала с 1972-го).

Композитор Александр Арутюнян, Зара Долуханова и баритон Владимир Захаров в Ленинградской филармонии в день концерта 3 мая 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Ждали Зару Долуханову и в Ленинградской филармонии: с марта 1949-го до июня 1981-го певица дала здесь 84 концерта, поделив их почти поровну между Большим и Малым залами.

Зара Долуханова в концерте 29 октября 1953 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дебютировав с Заслуженным коллективом под управлением Александра Гаука 2 марта 1949 года, в симфонических концертах певица выступает постоянно лишь до 4 января 1956 года: участвует в исполнениях «Кантаты о Родине» Арутюняна и кантаты Прокофьева «На страже мира» в программах Элиасберга, Хайкина, Мравинского, Грикурова, под управлением Гаука поет в Мессе си минор Баха, в концертах Курта Зандерлинга трижды исполняет мотет Моцарта “Exultate, jubilate’’.

Шостакович, Симфония № 14. Зара Долуханова, Евгений Нестеренко и Ленинградский камерный оркестр. Малый зал филармонии, 1971 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После длительного перерыва 12 февраля 1967-го Зара Долуханова вновь выступает с Заслуженным коллективом, дирижирует Геннадий Рождественский. Это, по существу, сольный концерт певицы, исполнившей Четыре последние песни Рихарда Штрауса и оперные арии – Манон, Аиды, молитву Дездемоны, сцену письма Татьяны (кроме этого, была сюита вальсов из «Кавалера роз» и увертюра к «Набукко»).

Зара Долуханова, 1960-е годы.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Больше с оркестром Зара Долуханова не пела. Но только в Большом зале дала 28 сольных концертов. Исполняла Скарлатти и Перголези, Баха и Генделя, Дебюсси и Равеля, Сен-Санса, Шоссона и Пуленка, Шуберта, Шумана, Грига и Листа, Пёрселла и Бриттена, Глинку, Бородина и Чайковского, Рахманинова и Мясковского, Метнера, Стравинского. Включала в программы и армянские народные песни – в обработках Комитаса и Александра Долуханяна, который был ее первым мужем. Пела современников: из москвичей – Шапорина, Александрова, Таривердиева, из ленинградцев – Слонимского, Гаврилина: она стала первой исполнительницей его «Русской тетради» и посвященного ей цикла «Вечерок».

Зара Долуханова была тонким интерпретатором вокальной музыки Прокофьева и Шостаковича. Прокофьева часто включала в свои сольные программы в Большом зале, пела его и на последнем выступлении здесь 2 июня 1978 года. Шостаковича исполняла только в Малом зале имени Глинки. Здесь, 15 января 1955 года, на творческом вечере композитора состоялась премьера его вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто, тенора и фортепиано в исполнении Нины Дорлиак, Зары Долухановой, Алексея Масленникова и автора. Этот цикл прозвучит в том же составе еще не раз.

Дебют молодой певицы на камерной филармонической сцене случился 16 февраля 1950 года. Аккомпанирует Долухановой ее первый постоянный концертмейстер Берта Козель, позднее она будет выступать в ансамбле с Александром Ерохиным, Ниной Светлановой, Владимиром Хвостиным. С ним даст и свои последние в Филармонии концерты, которые состоятся в Малом зале 18 и 20 июня 1981 года.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Вскоре артистка уйдет из Московской филармонии, солисткой которой была долгие годы (1959–1982), оставит сцену, увлечется живописью, продолжит преподавать и участвовать в жюри вокальных конкурсов. Один из них состоится в 2000 году в Петербурге. И когда Зара Александровна Долуханова, миниатюрная, красивая женщина с лучистыми глазами, появится среди публики Малого зала, поклонники узнают артистку и будут подходить к ней со словами благодарности и любви.

И. Р.


Концерты

  • 2 марта 1949

    5-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Симфония № 3. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Романс Полины из оперы «Пиковая дама». Сюита из балета «Лебединое озеро»

  • 2 мая 1949

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Мчеделов, Григ, Чайковский, Эренбург, Сен-Санс, Рахманинов, Векерлен, Мошковский, Рубинштейн, Соловьев-Седой, Сарасате, Островский, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Александров, Якоби, Краус, Кальман

  • 3 мая 1949

    9-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Арутюнян. «Кантата о Родине» для солистов, хора и симфонического оркестра

  • 11 января 1950

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Рубинштейн, Мейербер, Бах–Гуно, Григ, Векерлен, Долуханян, Моцарт

  • 16 октября 1950

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Даргомыжский, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шуберт, Делиб, Долуханян, Косенко, Мартини, Россини, Векерлен, Моцарт

  • 17 октября 1950

    И. С. Бах
    (в ознаменование 200-летия со дня смерти)
    Органный вечер
    Исайя Браудо

    Бах. Прелюдия и фуга до минор. Шесть хоральных прелюдий. Ария из кантаты № 33. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Хоральная прелюдия. Прелюдия и фуга ре минор

  • 29 октября 1950

    1-й концерт 3-го абонемента

    Бах. Месса си минор

    Бах. Месса си минор для солистов, хора и оркестра

  • 31 октября 1950

    1-й концерт 4-го абонемента

    Бах. Месса си минор

    Бах. Месса си минор для солистов, хора и оркестра

  • 22 декабря 1950

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Моцарт. Симфония № 35 «Хаффнер». Мотет для голоса с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»

  • 7 февраля 1951

    4-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Мясковский. Симфония № 21. Хренников. IV картина из оперы «В бурю». Арутюнян. «Кантата о Родине»

  • 8 февраля 1951

    8-й концерт 6-го абонемента сезона 1949–1950 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Мясковский. Симфония № 21. Хренников. IV картина из оперы «В бурю». Арутюнян. «Кантата о Родине»

  • 9 октября 1951

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Шапорин, Александров, Раков, Сен-Санс, Шуберт, Григ, Моцарт, Векерлен, Россини, Вальверде, Коваль

  • 2 марта 1952

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    Чайковский. Романсы. Вторая песня Леля из музыки к драме А. Островского «Снегурочка». Бах-Гуно. «Ave Maria». Моцарт. «К Хлое». Брамс. «Ода Сафо». Григ. «Избушка». Песня Сольвейг из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт». «В вечерний час». Россини. Ария из оперы «Семирамида». Массне. Ария из оперы «Вертер»

  • 20 марта 1952

    6-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бородин. Симфония № 1. Прокофьев. Оратория «На страже мира»

  • 22 марта 1952

    4-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Мясковский. Симфония № 27. Прокофьев. Оратория «На страже мира»

  • 17 октября 1952

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Чайковский, Глинка, Глинка–Кочуров, Рахманинов, Шапорин, Джордани, Моцарт, Лист, Беллини, Шуберт, Векерлен, Григ, Сен-Санс, Долуханян

  • 20 октября 1952

    (повторение программы 17 октября, рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Чайковский, Глинка, Глинка–Кочуров, Рахманинов, Шапорин, Джордани, Моцарт, Лист, Беллини, Шуберт, Векерлен, Григ, Сен-Санс, Долуханян

  • 18 февраля 1953

    4-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Курт Зандерлинг, Эдуард Грикуров

    Прокофьев. Симфония № 7. Оратория «На страже мира»

  • 20 февраля 1953

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Чайковский, Глинка, Рахманинов, Шапорин, Бах–Гуно, Шуберт, Григ, Лист, Рубинштейн, Векерлен, Долуханян, Вальверде, Коваль

  • 13 мая 1953

    6-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бетховен. Симфония № 4. Моцарт. Мотет «Exultate, jubilate». Мусоргский. «Картинки с выставки» (в оркестровке Равеля)




Другие материалы

Нинель Кургапкина

Нинель Кургапкина

Балерина 1929–2009
Ольга Дунович

Ольга Дунович

Фортепиано 1896–1964

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»