Персоны
Вера Марецкая
Биография
Марецкая Вера Петровна – актриса театра и кино.
Фото из коллекции Владислава Петрова.
Источник изображения: kino-teatr.ru
Отучившись год на философском факультете Московского университета, Вера Марецкая поступила в Школу-студию театра Вахтангова, где училась у актера, сценографа и режиссера Юрия Завадского. Он будет ее первым мужем и навсегда останется ее главным режиссером – в Театральной студии Завадского (1924–1936), в Ростовском драматическом театре, куда столичных мастеров направят поднять театральное дело (1936–1940), в Театре Моссовета (1940–1978), которым Завадский будет руководить, а Марецкая играть рядом с такими великими артистами как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт.
Театральная Москва знает Веру Марецкую как главную героиню пьес Гольдони и Шекспира, Островского и Чехова. Первую Сталинскую премию она получит за роль кавалерист-девицы Надежды Дуровой в одноименном спектакле (1942), вторую и третью – за кинороли в фильмах «Она сражалась за Родину» (1943) и «Сельская учительница» (1947). Именно киноэкран принесет Вере Марецкой всесоюзную славу. Начав сниматься еще в немом кино (первой заметной работой была героиня фильма «Закройщик из Торжка» Протазанова, 1925), главную роль Вера Марецкая получила в картине Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства», вышедшей на экраны в 1939 году. К этому времени в биографии Марецкой был свой трагический опыт – в 1937-м по бухаринскому делу расстреляли ее двух старших братьев-журналистов, в 1939-м посадили сестру. Но созданный ею образ председателя колхоза – бывшей батрачки Александры Соколовой, избранной за успешно проведенную коллективизацию в депутаты Верховного Совета, был столь убедительным, что завоевал искренние симпатии зрителей и высочайшее одобрение вождя. Ключевым в картине стал монолог главной героини, который Вера Марецкая много раз читала на праздничных концертах:
«Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганная, врагами стрелянная – живучая! Стою я и думаю – зачем я здесь? Это – проводить величайшие в мире законы. …Гляжу я сейчас только на свое счастье, гляжу и верю: может, и мое словечко в закон-то ляжет!.. Подняли нас сюда – вот и меня – вот на эту на трибуну – партия и советская наша власть! Так будем биться за них и, само собой, за эту жизнь – до самого нашего смертного часа!»
Этот монолог Марецкая дважды исполнила и в Большом зале Ленинградской филармонии: 21 декабря 1949-го в концерте в день 70-летия Сталина и 9 января 1950-го на вечере артистов Театра им. Моссовета.
Источник изображения: kino-teatr.ru
На театральной сцене у нее еще будет много ролей, одна из последних и самых известных – главная героиня спектакля «Странная миссис Сэвидж» (1975). Но в Ленинградской филармонии актриса больше не выступала.
И. Р.
Концерты
-
21 декабря 1949
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: Монолог из к/ф «Член правительства», Глиэр, Чайковский, Брамс, Алябьев, Брусиловский, Дриго, Джамбул, Симонов, Лебедев, Леви, Римский-Корсаков, народные песни и пляски
-
9 января 1950
(рукописная книга)
Концерт артистов театра им. Моссовета
Островский. «Без вины виноватые». «Волки и овцы». Афиногенов. «Машенька». Твен. «Беседа с интервьюером». Чехов. «Дипломат». Монологи из кинофильмов
-
9 января 1950
(рукописная книга)
Концерт артистов театра им. Моссовета
Островский. «Без вины виноватые». «Волки и овцы». Афиногенов. «Машенька». Твен. «Беседа с интервьюером». Чехов. «Дипломат». Монологи из кинофильмов