Персоны

Венгерский государственный фольклорный ансамбль

1951 – наст. время
Венгерский государственный ансамбль песни и пляски в концерте 17 марта 1952 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Венгерский государственный фольклорный ансамбль

Биография

Венгерский государственный ансамбль песни и пляски (ныне – Венгерский государственный фольклорный ансамбль / Magyar Állami Népi Együttes) – ансамбль, созданный в 1951 году в Будапеште.

Хоровая группа ансамбля в концерте 17 марта 1952 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Коллективы, подобные советским ансамблям песни и пляски (в первую очередь это Ансамбль Александрова), были основаны в послевоенное время во всех странах соцлагеря. Венгерское руководство выбрало тоже советский, но другой образец, с бóльшим упором на фольклорные традиции – Ансамбль Игоря Моисеева. Совместно с артистами Моисеева Венгерский ансамбль и дал свой первый концерт 4 апреля 1951 года в Государственном оперном театре Будапешта.

Уже через год, весной 1952-го, венгерский коллектив приезжает на гастроли в Ленинградскую филармонию. Ансамбль, состоящий из хора, танцевальной группы и оркестра, провел в Большом зале три концерта.

Танцы ансамбль исполнял в постановке Миклоша Рабая (Miklós Rábai, 1927–1974). Свой первый танцевальный коллектив учитель химии и естествознания Миклош Рабай создал в гимназии города Бекешчабе в 1946-м, а уже в 1948 году любительский ансамбль получил главный приз на Национальном конкурсе танцевальных коллективов. Так в жизни Миклоша Рабая происходит крутой поворот. Он перебирается в Будапешт, руководит танцевальным ансамблем студентов столичных университетов и колледжей, а когда в 1951 году создается Венгерский государственный ансамбль песни и пляски, получает сначала место главного балетмейстера его танцевальной группы, а с 1965-го – и художественного руководителя всего коллектива, с которым, объездив весь мир, работает до конца жизни.

В Большом зале Венгерский государственный ансамбль песни и пляски выступать в полном составе больше не будет, хотя и сегодня с успехом гастролирует по всему миру. Но в 1957 году на этой сцене даст концерт хоровая группа ансамбля: в афише коллектив обозначен как Государственный Венгерский хор.

Государственный Венгерский хор (хоровая группа Венгерского государственного ансамбля песни и пляски) в концерте 21 марта 1957 года. Дирижирует Имре Ченки.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Со дня основания ансамбля хором руководил Имре Ченки (Imre Csenki, 1912–1998). Выпускник школы для учителей пения при Музыкальной академии имени Листа, Ченки преподавал в школах, Реформаторском колледже в Дебрецене, собирал венгерский (в частности, цыганский) фольклор, делал обработки народных и авторских песен, сам сочинял – и музыку для тематических программ Государственного ансамбля песни и танца, и произведения для хорового коллектива Ансамбля. С 1954 года вторым дирижером хора работает Рудольф Виг (Rudolf Víg, 1929–1983), покоривший еще 14-летним подростком Золтана Кодаи своими расшифровками текстов и мелодий народных песен. Кодаи и способствовал обучению Рудольфа Вига в Московской консерватории (1949–1954), по окончании которой тот и пришел в хор Ансамбля песни и танца, став соратником Имре Ченки. Вместе они приезжают и на концерт в Ленинградскую филармонию. Из афиши не ясно, делили ли дирижеры программу между собой. Но ясно, что интересы обоих выходили за рамки национального фольклора. В программе звучали Палестрина, Орландо Лассо, Мендельсон, Глинка, конечно Барток и Кодаи, обработки самого Имре Ченки и Александра Свешникова.

Не обошлось в концерте и без вставных номеров в исполнении скрипача Бориса Городинского и пианистки Марии Гамбарян.

Танцевальная группа ансамбля, концерт 17 марта 1952 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Рудольф Виг уйдет из хора уже в 1958-м и прославится как крупнейший этномузыковед, хотя, по воспоминаниям сына – гитариста Михая Вига, дома отец любил играть и слушать Баха и современных авангардистов. Имре Ченки останется во главе хорового коллектива ансамбля до 1972 года. Танцевальным номерам Венгерского ансамбля песни и пляски с его музыкой аплодировали в Европе, США, Китае. Гастролировал Ченки и отдельно с хором, а за свою музыкальную деятельность получил престижную премию имени Кошута и другие национальные награды.

О. Р.


Концерты

  • 15 марта 1952

    (рукописная книга регистрации концертов)

    Народные песни и танцы
    Венгерский государственный ансамбль песни и пляски

    (программа в рукописной книге)

  • 17 марта 1952

    (рукописная книга регистрации концертов)

    Народные песни и танцы
    Венгерский государственный ансамбль песни и пляски

    (программа в рукописной книге)

  • 21 марта 1952

    (рукописная книга регистрации концертов)

    Народные песни и танцы
    Венгерский государственный ансамбль песни и пляски

    (программа в рукописной книге)

  • 21 марта 1957

    Государственный Венгерский хор (Будапешт)
    Дирижер – Имре Ченки

    В программе: Палестрина, Лассо, Монтеверди, Сканделло, Мендельсон, Глинка, Кодаи, Барток, Ченки, Свешников, Колосов, Гендель, Шуман, Лист




Другие материалы

Евгений Велихов

Евгений Велихов

Актер 1907–1977
Вячеслав Радзиевский

Вячеслав Радзиевский

Тенор ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»