Персоны

Золтан Кодаи

1882–1967
Золтан Кодаи в Ленинградской филармонии 3 июня 1947 года.
Золтан Кодаи

Биография

Кодаи Золтан – композитор, этнограф, создатель собственной системы музыкального воспитания.

В 1900 году Золтан Кодаи поступает одновременно на отделение литературы и языкознания в Будапештский университет и на композиторский факультет Королевской музыкальной академии. Выберет он профессию музыканта, но в работе пригодятся и методы исследования языка, изученные в университете: Кодаи собирает, расшифровывает и записывает венгерский музыкальный фольклор. Вместе со своим другом, тоже выпускником Королевской академии Бэлой Бартоком, Золтан Кодаи ездит в многочисленные фольклорные экспедиции по Балканам, а услышанные мелодии вдохновляют его на создание собственных сочинений. Кодаи отлично владеет новейшими композиторскими техниками, увлекается французской музыкой (в Париже стажируется у Шарля Видора), активно включается в педагогическую и общественную работу. С 1912 года он преподает в Королевской академии музыки, переименованной после распада Австро-Венгерской империи в Академию имени Листа, в 1919-м становится ее вице-президентом (пост дает ему Венгерская Советская Республика, которая проживет едва ли полгода), но вскоре лишается места (к власти приходит Миклош Хорти), с 1921-го вновь преподает здесь – до выхода в отставку в 1942 году. В отличие от своего ближайшего друга и соратника Белы Бартока, эмигрировавшего в 1939-м в США из хортистской Венгрии, вступившей во Вторую мировую войну на стороне Гитлера, Золтан Кодаи проживет в Венгрии всю жизнь, а смены режимов не помешают ему оставаться важнейшей фигурой венгерской музыкальной культуры в самые разные времена.

Золтан Кодаи в концерте 3 июня 1947 года. Оркестр ЗКР, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Кодаи много сил отдает музыкальному просвещению, создает авторские методики музыкального образования детей (прежде всего через хоровое пение и народную музыку), в 1964-м его избирают почетным президентом Международного общества музыкального образования (этот пост в 1972 году займет Дмитрий Кабалевский), а после смерти композитора Музыкально-образовательные институты имени Золтана Кодаи появятся в США, Великобритании и даже в далекой Австралии. Чтят его и на родине – при жизни он получает правительственные награды, после смерти его музыка сохраняется в культурном пространстве страны. Мировое признание получили сочинения Кодаи, написанные им в основном в 1920–1930-е годы. Кодаи тогда много сочиняет. Его «Венгерский псалом» (1923), написанный на литургический текст в переводе на венгерский язык, станет в один ряд с «Глаголической мессой» Леоша Яначека (на церковно-славянском языке) и Stabat Mater Кароля Шимановского (на польском языке) – для композиторов одного поколения будет важно, сохранив традиции духовного жанра, донести до своего народа глубинный смысл канонических текстов, заменив непонятную латынь родным языком.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыкальный язык Кодаи тоже питался древними традициями крестьянского фольклора. На него опирались и его лучшие сочинения на национальные сюжеты – опера «Хари Янош» (1927), Танцы из Галанты (1934), и непрограммная музыка – Концерт для оркестра (1940). 3 июня 1947 года они прозвучали в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Заслуженного коллектива под управлением автора. Золтан Кодаи оказался первым и единственным иностранцем, выступившим в сезоне 1946/1947. Для избалованной до войны знаменитыми гастролерами ленинградской публики это стало значительным событием, потому концерт был адресован только постоянным слушателям абонементов этого сезона. Гастрольная блокада окончательно прервется лишь три года спустя. Золтан Кодаи приедет с концертами в СССР еще в 1963-м, но в Большом зале выступать уже не будет.

И. Р.


Концерты

  • 3 июня 1947

    Для постоянных слушателей абонементных концертов сезона 1946–1947 гг. (рукописная книга)

    Золтан Кодаи. Авторский концерт

    Кодаи. Концерт для оркестра. «Танцы из Галанты». Вариации для оркестра на тему народной венгерской песни. Сюита из оперы «Хари Янош»



Другие материалы

Вадим Борисовский

Вадим Борисовский

Альт 1900–1972
Юлий Эйдлин

Юлий Эйдлин

Скрипка 1896–1958

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»