Персоны

Борис Нахутин

1892–1957
Худ. Татьяна Цырлина
Борис Нахутин

Биография

Нахутин Борис Орликович – пианист-концертмейстер, профессор Ленинградской консерватории.

Жизнь Бориса Нахутина, сына портного небольшого городка Киевской губернии, вместила в себя множество сюжетов. Из внемузыкальных – служба в царской армии (1916–1917) и поездка в 1922 году в Чикаго, куда еще до революции эмигрировали его родственники.

Остальные сюжетные линии были связаны с музыкой. Пение в детстве в синагогальном хоре, занятия по фортепиано в Киевской музыкальной школе у ее основателя Николая Лысенко (1904–1908), учеба в Петербургской консерватории (1904–1908) в фортепианных классах Анны Есиповой и (после ее смерти) Леонида Николаева, в классе композиции у Василия Калафати и Максимилиана Штейнберга, одновременно концертмейстерская работа в скрипичном классе Леопольда Ауэра.

Зарабатывать музыкой Борис Нахутин начал рано, еще в отрочестве – частными уроками, выступлением в концертах с певцами. В Петрограде играл в кинотеатрах перед сеансами и в ресторанах. После окончания консерватории поступил концертмейстером в Мариинский театр, в 1920–1922 был хормейстером и дирижером оперного театра Народного дома. В списке 1921 года на дополнительный продовольственный паек для представителей петроградской интеллигенции Нахутин числился как пианист, хормейстер и дирижер Большого драматического театра, те же обязанности выполнял в Театре Балтфлота.

После года, проведенного в США, в Ленинград Борис Нахутин возвращается не сразу, резонно выбирая работу подальше от центральных властей. Дирижирует в театрах оперы и балета Ташкента, Саратова, Казани, Свердловска, а в 1928-м вновь поступает на должность хормейстера и дирижера Оперы Народного дома, но к концу года театр преобразуют в Мюзик-холл.

Стабильным местом работы для Бориса Нахутина становится консерватория. Здесь с 1930 года он ведет класс оперного ансамбля, концертмейстерского мастерства, в 1948–1957 является профессором кафедры оперной подготовки. Студенты любят своего учителя и всегда прислушиваются к его советам, зная о том, что когда-то ему довелось аккомпанировать великим Собинову, Неждановой и даже самому Шаляпину.

Певец Сергей Левик в книге «Четверть века в опере» описывает забавный случай:

«Однажды – это было в зиму 1919/20 года – [Шаляпин] начал петь шубертовский ‘’Приют’’. Аккомпанировал ему тогда еще молодой, но вполне ответственный аккомпаниатор Б. О. Нахутин (недавно скончавшийся профессор Ленинградской консерватории). На первых же словах Шаляпин захрипел. Видимо, это было неожиданностью и для него самого. Вместо того чтобы откашляться, он стал стучать лорнеткой по нотам и, громко отсчитав ‘’раз, два, три, четыре’’, начал романс сначала. В антракте Б. О. Нахутин заявил, что продолжать концерт не будет, и намеревался уйти. В дело вмешался тот же Э. А. Купер.

— Это ведь Шаляпин, — сказал он Нахутину, — на него сердиться нельзя.

И, успокоив Нахутина, уговорил Шаляпина по окончании концерта попросить у него извинения».

С певцами нового поколения подобных инцидентов не случалось. Нахутина ценили как концертмейстера удивительной чуткости, редкой музыкальности и высокой эрудиции. Солистка МАЛЕГОТа Татьяна Лаврова писала о совместном музицировании с Борисом Орликовичем:

«Изумительное ощущение формы, эмоциональная насыщенность и какое-то особое прикосновение его волшебных рук к клавишам рояля создавали впечатление оркестрового звучания».

До войны преподавание музыкант совмещал с работой хормейстера и дирижера Малого (Михайловского) театра оперы и балета (1936–1940). Он дирижировал «Севильским цирюльником», «Кармен», «Евгением Онегиным», в марте 1939-го – премьерой «Риголетто». Как хормейстер готовил вместе с главным дирижером МАЛЕГОТа Борисом Хайкиным премьеры опер «Мать» Желобинского, «Кола Брюньон» Кабалевского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Черевички» Чайковского.

После войны параллельно с консерваторией Нахутин был концертмейстером и руководителем тематических оперных программ Концертного бюро Ленинградской филармонии (1945–1957). Именно к этому периоду относятся почти все его выступления в Филармонии.

На сцене Большого зала Борис Нахутин появился лишь раз – в праздничном концерте 8 марта 1952 года он аккомпанировал Татьяне Лавровой и Ивану Бугаеву. В Малом зале 1 апреля 1950 года впервые представил с певцами концертное исполнение зингшпиля Моцарта «Бастьен и Бастьена». С разными составами исполнителей опера прозвучит еще несколько раз, в том числе в концертах к 200-летию со дня рождения композитора в январе 1956 года. Любопытно, что партию Колдуна Коласа тогда пел Эдуард Хиль. В одном из юбилейных вечеров, кроме «Бастьена и Бастьены», артисты впервые показали и другой зингшпиль Моцарта – «Директор театра». Режиссером спектаклей-концертов был Эмиль Пасынков, а музыкальным руководителем Борис Нахутин.

Концерт в Малом зале филармонии 5 февраля 1954 года. Иван Бугаев (тенор), партия фортепиано – Борис Нахутин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцену Малого зала имени Глинки Борис Орликович выходил и как концертмейстер на вокальных вечерах Ивана Бугаева, Нины Циринской, Валентины Максимовой, с которой 12 марта 1957-го, за полгода до смерти, дал свой последний филармонический концерт.

О. Р.


Концерты

  • 6 мая 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского

    Чайковский. Романсы. Камерные произведения

  • 8 марта 1952

    Торжественное заседание и концерт, посвященные 8 марта

    В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Исаковский, Грибачев, Чайковский, Минкус, Римский-Корсаков, Дунаевский, Дриго, Гоголь, Соловьев-Седой, Массне, И. Штраус




Другие материалы

Александр Власов

Александр Власов

Виолончель 1911–1986
Павел Воловов

Павел Воловов

Баритон 1905–1980

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»