Персоны
Михаил Жаров
Биография
Жаров Михаил Иванович – актер.
Театральную карьеру Михаил Жаров начал с самой нижней ступеньки – пятнадцатилетним подростком, бросив скучную работу в типографии, он устроился администратором в московскую Оперу Зимина, где начал выходить на сцену статистом. В том же 1915 году Жаров появляется и на экране – играет безымянного опричника в немом фильме «Иван Грозный» с Шаляпиным в роли царя. Впоследствии в другом «Иване Грозном» – знаменитой картине Эйзенштейна – Жаров исполнит Малюту Скуратова. Но пока мечтать о центральных ролях было рано. Новая эпоха предоставляет молодому человеку, решившему посвятить себя профессии артиста, новые возможности, и ближайшие места его учебы и работы будут связаны с организациями, возникшими на заре советской власти: студия при Театре Художественно-просветительского союза рабочих, Опытно-героический театр, Первый передвижной фронтовой театр классической комедии, движение «Синяя блуза»… В 1920-е годы его направляют в Азербайджанский русский театр, открытый незадолго до этого, работает артист и в Камерном театре Таирова, который закроют уже в конце 1940-х ...
Позднее в предисловии к книге мемуаров «Жизнь, театр, кино» (М.: Искусство, 1967), Михаил Жаров напишет:
«Я помню Россию начала века, Москву ночных извозчиков, мне суждено было пережить и перечувствовать горячее время революционных бурь, <…> силой обстоятельств я частенько оказывался в центре интереснейших исторических событий, помню Шаляпина и Маяковского, Вишневского и Эйзенштейна, Таирова и Мейерхольда и многих других примечательных людей, достойных того, чтобы вспомнить их имена. Я был участником создания и развития советского кино».
Однако работа с Мейерхольдом и Таировым останется лишь ярким эпизодом в биографии артиста. Свою главную сцену он обретет в 1938 году – именно тогда Жарова принимают в Малый театр. Прежде игравший в основном комедийных персонажей, в Малом театре Жаров появляется и в драматических ролях. Играет он много – в пьесах Островского, Чехова, Гоголя (Городничий в «Ревизоре»), Горького, в советской драматургии…
И всё же на всю страну его прославят не театральные работы, а десятки фильмов, в которых Жаров снимается до последних дней жизни. Узнавать на улицах его стали после выхода в 1931 году «Путевки в жизнь»: артист вспоминал, как вскоре после премьеры обнаружил пропажу кошелька в магазине, но уже через несколько минут карманники кошелек вернули, извинившись, что «не признали бандита Жигана». А дальше были Дымба из «Возвращения Максима», помещик Степанов из фильма «Медведь» по Чехову, Меншиков из «Петра Первого», милиционер Анискин… Именно характерность, мгновенная «узнаваемость» персонажей Жарова сделали его любимцем советских кинорежиссеров, а вслед за ними, и зрителей.
О Жарове при жизни снимают документальные передачи, известного артиста часто приглашают в концертные программы. Но в Большом зале Ленинградской филармонии Жаров выступил лишь в двух концертах артистов Малого театра в апреле 1952 года.
В новогодней программе 1 января 1958 года здесь впервые появится его сын – ленинградский актер Евгений Жаров, который и позднее будет участвовать в филармонических концертах.
О. Р.
Концерты
-
27 апреля 1952
(рукописная книга)
Концерт артистов Московского Малого театра
(программа не указана)
-
28 апреля 1952
(повторение дневной программы 27 апреля, рукописная книга)
Концерт артистов Московского Малого театра
(программа не указана)