Персоны
Бениамин Морозов
Биография
Морозов Бениамин Федорович – виолончелист, в 1957–1998 – солист Заслуженного коллектива, в 1947–1967 – артист Квартета имени Танеева.
Первым инструментом, на котором юный Бениамин Морозов научился виртуозно играть, стала балалайка. Было это в небольшом белорусском городке под Могилевом, откуда семья, спасаясь от голода, перебралась в 1932 году в Ленинград. В 1935-м мальчика отдали учиться играть на виолончели во Дворец пионеров, в 1938-м его уже приняли в Специальную музыкальную школу Ленинградской консерватории в класс профессора Георгия Степановича Михалева. В выпускном классе Бениамин Морозов учился в Ташкенте, куда в августе 1941-го эвакуировали консерваторию и школу. В 1942-м весь выпуск получил повестку на фронт. На железнодорожной платформе отправки эшелона ждал и Морозов. Он окажется среди тех, кто не поместится в переполненные вагоны. Почти все новобранцы, отправленные в действующую армию, погибли, Морозов проходил службу в Ташкенте на факультете военно-морских дирижеров.
Квартет имени Танеева в концерте 18 марта 1951 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1944 году консерватория вернется в Ленинград, и в 1945-м Морозов опять становится первокурсником, теперь он учится в классе виолончели профессора Александра Яковлевича Штримера, а в 1947-м присоединяется к недавно организованному скрипачом Владимиром Овчареком студенческому струнному квартету. Морозов – старший среди однокурсников, ведь в консерваторию они поступили сразу после окончания школы. С Квартетом судьба свяжет его на долгие годы, а с его участниками – Владимиром Овчареком (1-я скрипка), Григорием Луцким (2-я скрипка), Виссарионом Соловьевым (альт) он сохранит дружбу на всю жизнь.
В 1950-м они получают консерваторский диплом, а 1 февраля 1951 года Квартет в полном составе принимают в штат Концертного бюро Ленинградской филармонии: в декабре 1951 года Квартет играет в Большом зале в концерте молодых мастеров советского искусства, начинаются и регулярные выступления в Малом зале имени Глинки. В 1956 году Концертное бюро расформировали. Квартетисты, не желая уходить из Филармонии, играют конкурс в оркестр: Овчарека, Луцкого и Соловьева принимают в штат Симфонического оркестра (СО, в ЗКР они перейдут в 1979-м), Бениамина Морозова берут в Заслуженный коллектив, в котором он будет играть более 40 лет – до 1998 года.
Квартет имени Танеева. Предположительго, середина 1960-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Не теряет музыкант и связи с Квартетом, в 1963-м получившем статус Квартета имени Танеева. Хотя проводить репетиции и давать концерты становится всё труднее – у ЗКР интенсивный график гастролей. Когда в 1967 году танеевцев отправляют в первую зарубежную поездку, с ними едет другой виолончелист – Иосиф Левинзон. С этого года Бениамин Морозов оставляет Квартет. В симфонических программах Заслуженного коллектива второй концертмейстер группы виолончелей (с 1964-го) исполняет оркестровые соло, играет в Ленинградском камерном оркестре, с которым выступает и как солист. В Малом зале участвует в ансамблевых программах артистов ЗКР. С 1972 года на камерной филармонической площадке проходит серия сольных вечеров Бениамина Морозова. Играет он вместе с пианисткой Тамарой Фидлер.
Они познакомились еще в Ташкенте: на факультете военных дирижеров, где учился Морозов, Фидлер вела курс общего фортепиано. С 1948-го пианистка сотрудничала с будущим Квартетом имени Танеева – тогда студенческим ансамблем. В 1951 году Бениамин Морозов и Тамара Фидлер поженились и прожили вместе без малого 60 лет. Их дуэт в прессе называли безупречным, а в игре Морозова отмечали «благородную естественность», «проникновенный, теплый, певучий тон виолончели». Еще более ценным было безоговорочное признание коллег.
Бениамин Морозов был участником еще одного устойчивого ансамбля, в котором играл вместе с Тамарой Фидлер и Владимиром Овчареком, – это Фортепианное трио Ленинградской филармонии. Никакого официального статуса у трио со времени расформирования Концертного бюро не было. Но музыканты продолжали выступать под таким названием долгие годы. Последний совместный концерт в Малом зале имени Глинки они дали 30 марта 1991 года, а зимой 1990-го и 1992-го исполнили в Большом зале с Заслуженным коллективом Тройной концерт Бетховена. С оркестром Владимир Овчарек и Бениамин Морозов играют в мае 1991 года и Концерт для скрипки и виолончели Брамса, в марте 1996-го с Анатолием Никитиным Морозов солирует в концерте для двух виолончелей и струнных Вивальди.
Последний раз имя музыканта появится в афише Большого зала 15 сентября 1996 года. В вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Исайи Александровича Браудо, Бениамин Морозов участвует в исполнении квартета Телемана для флейты, скрипки, виолончели и чембало. Впервые он играл этот квартет 20 марта 1953 года с самим Исайей Браудо. Теперь за клавесином его дочь Анастасия Браудо, приехавшая вместе с мужем, скрипачом Зиновием Винниковым на юбилейную программу из Нидерландов. Вскоре из России уедет и Бениамин Морозов. В 1998 году он оставит работу в оркестре и поселится с Тамарой Фидлер в Канаде.
22 июня 2016 года в Малом зале филармонии концертом «Посвящается Бениамину Морозову» артисты Заслуженного коллектива отдадут дань памяти музыканта.
И. Р.
Концерты
-
22 декабря 1951
(рукописная книга)
Концерт молодых мастеров советского искусства
(программа не указана)
-
20 марта 1953
Органный вечер
Исайя БраудоБах. Прелюдия и фуга до минор. Пахельбель. Чакона фа минор. Телеман. Квартет для флейты, скрипки, виолончели и чембало. Моцарт. Три церковные сонаты для двух скрипок и органа. Бах. Ария. Гендель. Ария. Концерт для органа фа мажор
-
13 февраля 1954
Органный вечер
Исай БраудоБах. Пассакалия до минор. Три хоральные прелюдии. Дуэт из Мессы си минор. Прелюдия и фуга ля минор. Дуэты. Прелюдия из Кантаты № 106. Фантазия и фуга соль минор. Вивальди. Адажио
-
23 ноября 1954
(рукописная книга)
Органный вечер
Исайя БраудоВ программе: Букстехуде, Пахельбель, Резон, Брунс, Вивальди, Бах
-
2 января 1957
(рукописная книга)
Органный вечер
Исайя БраудоВ программе: Бах, Фрескобальди, Вивальди, Циполи, Телеман
-
21 декабря 1965
2-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Бетховен. Симфония № 7
-
22 декабря 1965
(повтор программы 21 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Бетховен. Симфония № 7
-
17 января 1968
Симфонический концерт
Дирижер – Неэме ЯрвиБах. Сюита для оркестра № 3. Рих. Штраус. «Метаморфозы». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
21 июня 1969
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Петров. 1-я и 2-я сюиты из балета «Сотворение мира»
-
6 февраля 1970
(программка с составом камерного оркестра)
Антонио Вивальди
Ленинградский камерный оркестрВ программе: концерты Вивальди
-
15 мая 1971
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийШостакович. Симфония № 6. Чайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Скрябин. «Поэма экстаза»
-
16 мая 1971
(повтор программы 15 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийШостакович. Симфония № 6. Чайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Скрябин. «Поэма экстаза»
-
12 декабря 1972
Органно-вокальный вечер
Ирина Богачева
Нина ОксентянВ программе: Бах, Гендель, Перселл, Перголези, Мартини, Джордани, Каччини
-
3 января 1973
Органно-хоровой концерт
В программе: Бах, Гендель, Перголези, Гайдн, Григ, Брукнер, Брамс, Вагнер
-
11 апреля 1973
Творческая встреча Оркестра ЗКР с учащимися профессионально-технических училищ Ленинградской области
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Чайковский, Россини, Римский-Корсаков, А. Петров
-
21 марта 1974
Вокальный вечер
Евгений Нестеренко (бас)В программе: Бетховен, Глинка, Чайковский
-
19 февраля 1975
4-й концерт 9-го абонемента
Вечер фортепианных концертов
Солист – Дмитрий Башкиров
Дирижер – Игорь БезродныйБах. Концерт № 5. Моцарт. Концерт № 14. Брамс. Концерт № 2
-
20 февраля 1975
(повтор программы 19 февраля)
Вечер фортепианных концертов
Солист – Дмитрий Башкиров
Дирижер – Игорь БезродныйБах. Концерт № 5. Моцарт. Концерт № 14. Брамс. Концерт № 2
-
20 ноября 1975
2-й концерт 5-го абонемента
Бах. Страсти по Матфею
Бах. Оратория «Страсти по Матфею»
-
21 ноября 1975
2-й концерт 5-го абонемента. Повтор исполнения 20 ноября
Бах. Страсти по Матфею
Бах. Оратория «Страсти по Матфею»