Персоны

Бениамин Морозов

1923–2014
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Бениамин Морозов

Биография

Морозов Бениамин Федорович – виолончелист, в 1957–1998 – солист Заслуженного коллектива, в 1947–1967 – артист Квартета имени Танеева.

Первым инструментом, на котором юный Бениамин Морозов научился виртуозно играть, стала балалайка. Было это в небольшом белорусском городке под Могилевом, откуда семья, спасаясь от голода, перебралась в 1932 году в Ленинград. В 1935-м мальчика отдали учиться играть на виолончели во Дворец пионеров, в 1938-м его уже приняли в Специальную музыкальную школу Ленинградской консерватории в класс профессора Георгия Степановича Михалева. В выпускном классе Бениамин Морозов учился в Ташкенте, куда в августе 1941-го эвакуировали консерваторию и школу. В 1942-м весь выпуск получил повестку на фронт. На железнодорожной платформе отправки эшелона ждал и Морозов. Он окажется среди тех, кто не поместится в переполненные вагоны. Почти все новобранцы, отправленные в действующую армию, погибли, Морозов проходил службу в Ташкенте на факультете военно-морских дирижеров.

Квартет имени Танеева в концерте 18 марта 1951 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1944 году консерватория вернется в Ленинград, и в 1945-м Морозов опять становится первокурсником, теперь он учится в классе виолончели профессора Александра Яковлевича Штримера, а в 1947-м присоединяется к недавно организованному скрипачом Владимиром Овчареком студенческому струнному квартету. Морозов – старший среди однокурсников, ведь в консерваторию они поступили сразу после окончания школы. С Квартетом судьба свяжет его на долгие годы, а с его участниками – Владимиром Овчареком (1-я скрипка), Григорием Луцким (2-я скрипка), Виссарионом Соловьевым (альт) он сохранит дружбу на всю жизнь.

В 1950-м они получают консерваторский диплом, а 1 февраля 1951 года Квартет в полном составе принимают в штат Концертного бюро Ленинградской филармонии: в декабре 1951 года Квартет играет в Большом зале в концерте молодых мастеров советского искусства, начинаются и регулярные выступления в Малом зале имени Глинки. В 1956 году Концертное бюро расформировали. Квартетисты, не желая уходить из Филармонии, играют конкурс в оркестр: Овчарека, Луцкого и Соловьева принимают в штат Симфонического оркестра (СО, в ЗКР они перейдут в 1979-м), Бениамина Морозова берут в Заслуженный коллектив, в котором он будет играть более 40 лет – до 1998 года.

Квартет имени Танеева. Предположительго, середина 1960-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Не теряет музыкант и связи с Квартетом, в 1963-м получившем статус Квартета имени Танеева. Хотя проводить репетиции и давать концерты становится всё труднее – у ЗКР интенсивный график гастролей. Когда в 1967 году танеевцев отправляют в первую зарубежную поездку, с ними едет другой виолончелист – Иосиф Левинзон. С этого года Бениамин Морозов оставляет Квартет. В симфонических программах Заслуженного коллектива второй концертмейстер группы виолончелей (с 1964-го) исполняет оркестровые соло, играет в Ленинградском камерном оркестре, с которым выступает и как солист. В Малом зале участвует в ансамблевых программах артистов ЗКР. С 1972 года на камерной филармонической площадке проходит серия сольных вечеров Бениамина Морозова. Играет он вместе с пианисткой Тамарой Фидлер.

Они познакомились еще в Ташкенте: на факультете военных дирижеров, где учился Морозов, Фидлер вела курс общего фортепиано. С 1948-го пианистка сотрудничала с будущим Квартетом имени Танеева – тогда студенческим ансамблем. В 1951 году Бениамин Морозов и Тамара Фидлер поженились и прожили вместе без малого 60 лет. Их дуэт в прессе называли безупречным, а в игре Морозова отмечали «благородную естественность», «проникновенный, теплый, певучий тон виолончели». Еще более ценным было безоговорочное признание коллег.

Бениамин Морозов был участником еще одного устойчивого ансамбля, в котором играл вместе с Тамарой Фидлер и Владимиром Овчареком, – это Фортепианное трио Ленинградской филармонии. Никакого официального статуса у трио со времени расформирования Концертного бюро не было. Но музыканты продолжали выступать под таким названием долгие годы. Последний совместный концерт в Малом зале имени Глинки они дали 30 марта 1991 года, а зимой 1990-го и 1992-го исполнили в Большом зале с Заслуженным коллективом Тройной концерт Бетховена. С оркестром Владимир Овчарек и Бениамин Морозов играют в мае 1991 года и Концерт для скрипки и виолончели Брамса, в марте 1996-го с Анатолием Никитиным Морозов солирует в концерте для двух виолончелей и струнных Вивальди.

Последний раз имя музыканта появится в афише Большого зала 15 сентября 1996 года. В вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Исайи Александровича Браудо, Бениамин Морозов участвует в исполнении квартета Телемана для флейты, скрипки, виолончели и чембало. Впервые он играл этот квартет 20 марта 1953 года с самим Исайей Браудо. Теперь за клавесином его дочь Анастасия Браудо, приехавшая вместе с мужем, скрипачом Зиновием Винниковым на юбилейную программу из Нидерландов. Вскоре из России уедет и Бениамин Морозов. В 1998 году он оставит работу в оркестре и поселится с Тамарой Фидлер в Канаде.

22 июня 2016 года в Малом зале филармонии концертом «Посвящается Бениамину Морозову» артисты Заслуженного коллектива отдадут дань памяти музыканта.

И. Р.


Концерты

  • 22 декабря 1951

    (рукописная книга)

    Концерт молодых мастеров советского искусства

    (программа не указана)

  • 20 марта 1953

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    Бах. Прелюдия и фуга до минор. Пахельбель. Чакона фа минор. Телеман. Квартет для флейты, скрипки, виолончели и чембало. Моцарт. Три церковные сонаты для двух скрипок и органа. Бах. Ария. Гендель. Ария. Концерт для органа фа мажор

  • 13 февраля 1954

    Органный вечер
    Исай Браудо

    Бах. Пассакалия до минор. Три хоральные прелюдии. Дуэт из Мессы си минор. Прелюдия и фуга ля минор. Дуэты. Прелюдия из Кантаты № 106. Фантазия и фуга соль минор. Вивальди. Адажио

  • 23 ноября 1954

    (рукописная книга)

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    В программе: Букстехуде, Пахельбель, Резон, Брунс, Вивальди, Бах

  • 2 января 1957

    (рукописная книга)

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    В программе: Бах, Фрескобальди, Вивальди, Циполи, Телеман

  • 21 декабря 1965

    2-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Бетховен. Симфония № 7

  • 22 декабря 1965

    (повтор программы 21 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг (ГДР)

    Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Бетховен. Симфония № 7

  • 17 января 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бах. Сюита для оркестра № 3. Рих. Штраус. «Метаморфозы». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 21 июня 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Петров. 1-я и 2-я сюиты из балета «Сотворение мира»

  • 6 февраля 1970

    (программка с составом камерного оркестра)

    Антонио Вивальди
    Ленинградский камерный оркестр

    В программе: концерты Вивальди

  • 15 мая 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Шостакович. Симфония № 6. Чайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Скрябин. «Поэма экстаза»

  • 16 мая 1971

    (повтор программы 15 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Шостакович. Симфония № 6. Чайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Скрябин. «Поэма экстаза»

  • 12 декабря 1972

    Органно-вокальный вечер
    Ирина Богачева
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Гендель, Перселл, Перголези, Мартини, Джордани, Каччини

  • 3 января 1973

    Органно-хоровой концерт

    В программе: Бах, Гендель, Перголези, Гайдн, Григ, Брукнер, Брамс, Вагнер

  • 11 апреля 1973

    Творческая встреча Оркестра ЗКР с учащимися профессионально-технических училищ Ленинградской области

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    В программе: Чайковский, Россини, Римский-Корсаков, А. Петров

  • 21 марта 1974

    Вокальный вечер
    Евгений Нестеренко (бас)

    В программе: Бетховен, Глинка, Чайковский

  • 19 февраля 1975

    4-й концерт 9-го абонемента

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Дмитрий Башкиров
    Дирижер – Игорь Безродный

    Бах. Концерт № 5. Моцарт. Концерт № 14. Брамс. Концерт № 2

  • 20 февраля 1975

    (повтор программы 19 февраля)

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Дмитрий Башкиров
    Дирижер – Игорь Безродный

    Бах. Концерт № 5. Моцарт. Концерт № 14. Брамс. Концерт № 2

  • 20 ноября 1975

    2-й концерт 5-го абонемента

    Бах. Страсти по Матфею

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 21 ноября 1975

    2-й концерт 5-го абонемента. Повтор исполнения 20 ноября

    Бах. Страсти по Матфею

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»




Другие материалы

Галина Иванова-Ступникова

Галина Иванова-Ступникова

Артистка балета 1929–1997
Вениамин Марголин

Вениамин Марголин

Труба 1922–2009

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»