Персоны
Нибия Мариньо
Биография
Мариньо Нибия / Nibya Mariño – уругвайская пианистка.
В 1930 году великий Артур Рубинштейн, услышав игру уругвайской девочки Нибии Мариньо, устроил ей гастроли в Буэнос-Айресе: в Театре Колон юная пианистка исполнила Концерт Шумана, оркестром дирижировал Эрнест Ансерме… Нибии было одиннадцать лет, и это было первое ее выступление с оркестром. В 2014 году, за пару месяцев до смерти, Мариньо исполнит в Монтевидео Концерт Моцарта ля мажор. Ей было девяносто четыре года, и это был последний ее выход на публику. Между двумя датами – длинная жизнь, учеба в Европе, гастроли по всему миру и статус «национальной героини» Уругвая.
В 15 лет, после первых успехов в Латинской Америке, Мариньо получает государственную стипендию на обучение в Париже, учится у Альфреда Корто, позднее стажируется у знаменитого латиноамериканца, покорившего мир, – Клаудио Аррау. В 1938-м она принимает участие в брюссельском Конкурсе Изаи (так поначалу назывался конкурс Королевы Елизаветы). Получает пятую премию. И, если вспомнить, что победителями тогда стали Эмиль Гилельс, Мура Лимпани и Яков Флиер, а Артуро Микеланджели остался лишь с седьмой премией, это не кажется скромным результатом для уругвайской пианистки восемнадцати лет!
Пик ее карьеры придется на 1950-е годы. Именно тогда Нибия Мариньо дает сольные концерты в Карнеги-холле в Нью-Йорке, играет в Париже, Берлине, Вене, сотрудничает с ведущими дирижерами. В середине 1950-х она приезжает и в Ленинград. В Советский Союз пианистку приглашают в составе целой делегации уругвайских музыкантов, кроме Мариньо в нее входят певица Вирхиния Кастро и дирижер Карло Эстрада – под его управлением Нибия Мариньо исполнит в Москве Концерт Грига, а также даст сольный концерт в зале Московской консерватории.
Программа ленинградских гастролей куда скромнее: 1 и 3 мая 1956 года в Малом и Большом залах филармонии Кастро и Мариньо делят концерты по отделению. Пианистка играет здесь Баха, Шумана и Шопена, Листа, Мендельсона и Франка, испанских авторов… Из русской музыки прозвучит лишь один этюд Скрябина, хотя в Уругвае Мариньо играла немало Чайковского, Прокофьева, в том числе фортепианные концерты, любила представить «на бис» виртуозного «Исламея» Балакирева.
Нибия Мариньо в концерте 3 мая 1956 года. Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Впрочем, репертуар пианистки был очень широк. С оркестрами и в сольных программах она играла много немецкой романтической музыки, особенно часто Шумана, которого считала любимым композитором, но исполняла также концерты Моцарта, Бетховена, концерт и Рапсодию в стиле блюз Гершвина, представляла премьеры уругвайских композиторов. Сохранилась и запись Третьего концерта Рахманинова, который Нибия Мариньо играет в Монтевидео с оркестром под управлением Кирилла Кондрашина… Всего это ленинградская публика уже не услышит.
С середины 1960-х годов карьера пианистки всё больше замыкается пределами Южной Америки, имя ее всё реже появляется в европейских афишах. В 1971 году Мариньо еще раз выступит в Москве, а в Ленинградской филармонии больше играть не будет.
О. Р.
Концерты
-
3 мая 1956
Концерт уругвайских артистов
Нибия Мариньо
Вирхиния Кастро
В программе: Бах, Шуман, Мендельсон, Мортет, Кастро, Альбенис, Скрябин, Вилла-Лобос, Гендель, Галуппи, Вольф, Дюпарк, Эрегард, Шапи, Фалья