Персоны
Ксения Матус
Биография
Матус Ксения Маркиановна – гобой, английский рожок, с 1942 года – артистка Большого симфонического оркестра Ленинградского радио, до 1972-го – Симфонического оркестра филармонии.
Недолгое время в Хоровом училище капеллы занимались не только мальчики, но и девочки. Именно здесь получила музыкальное образование Ксения Матус (1926–1934). Поступив в консерваторию, она играла в студенческом оркестре, которым руководил дирижер Исай Альтерман.
Оркестранты Симфонического оркестра филармонии – первые исполнители Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. В день концерта 27 января 1964 года (двадцать лет полного освобождения Ленинграда от блокады). В центре сидят дирижер Карл Элиасберг и Д. Д. Шостакович. Ксения Матус сидит крайняя слева.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Летом 1941 года музыканты поехали на гастроли в Мариуполь, 22 июня репетировали Четвертую симфонию Чайковского, здесь и узнали о начале войны. Об этом Ксения Матус напишет в своем дневнике. На его страницах она расскажет о страшных днях блокадной жизни, о том, как по радио услышала извещение о наборе музыкантов в Оркестр Радиокомитета для подготовки к исполнению Седьмой симфонии Шостаковича, о том, как с трудом узнавала коллег-музыкантов, изменившихся от голода, о репетициях и самом концерте. 9 августа 1942 года Ксения Матус играет на английском рожке в блокадной премьере «Ленинградской симфонии», оркестром дирижирует Карл Ильич Элиасберг. Концерт проходит при переполненном зале. С этого времени Ксения Матус работает в Оркестре Радиокомитета – всю блокаду и после окончания войны.
В день исполнения Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича 8 мая 1970 года. Оркестранты блокадного оркестра (Симфонического оркестра филармонии). В центре сидят: Ксения Матус, дирижер Максим Шостакович, поэтесса Ольга Берггольц.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В мае 1953 года коллектив перейдет в штат Ленинградской филармонии, Матус останется здесь работать до 1972 года. Под управлением Элиасберга она играет соло английского рожка в Седьмой симфонии Шостаковича и 27 января 1964 года в концерте, посвященном 20-летию освобождения города от блокады: фотография сохранила память о музыкантах, участвовавших в обоих концертах, – и о нынешнем юбилейном и памятном премьерном в августе 1942-го.
Первые исполнители Седьмой симфонии в день концерта 9 августа 1992 года (50-летие первого исполнения Симфонии в блокадном Ленинграде).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Пережив ХХ век, Ксения Маркиановна Матус в последние годы оставалась единственной свидетельницей тех событий.
И. Р.
Концерты
-
12 июня 1956
8-й концерт 10-го абонемента
Шуман (к 100-летию со дня смерти)
«Манфред», музыка к драматической поэме Байрона
Дирижер – Карл ЭлиасбергРежиссер – Владимир Эренберг
-
15 июня 1956
(повторение программы 12 июня)
Шуман (к 100-летию со дня смерти)
«Манфред», музыка к драматической поэме Байрона
Дирижер – Карл ЭлиасбергРежиссер – Владимир Эренберг
-
23 апреля 1957
Бах
Бах. Месса си минор
-
24 апреля 1957
(повторение программы 23 апреля)
Бах
Бах. Месса си минор
-
23 октября 1958
8-й концерт 10-го абонемента сезона 1957–1958 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Лео ГинзбургБах. Месса си минор
-
26 октября 1958
(повторение программы 23 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Лео ГинзбургБах. Месса си минор