Персоны
Владимир Курлин
Биография
Курлин Владимир Михайлович – гобоист, в 1973–1989 – солист Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии, профессор Ленинградской консерватории.
В Филармонический оркестр Владимир Курлин пришел не сразу. Выпускник ленинградской десятилетки, студент второго курса консерватории, в 1951 году он начинает работать в оркестре Театра им. Кирова (Мариинского). Но уже с 1954 года появляется с отдельными номерами в органных вечерах Исайи Браудо и Нины Оксентян в Большом зале филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1953 году Курлин едет в Прагу на Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи и получает первую премию в своей номинации. Призовые места достаются и другим ленинградским музыкантам – оркестрантам Кировского театра валторнисту Виталию Буяновскому, флейтисту Льву Перепелкину и артистам филармонического Заслуженного коллектива кларнетисту Михаилу Измайлову и фаготисту Льву Печерскому. Буяновский объединяет лауреатов в Квинтет духовых инструментов, который в течение нескольких десятилетий будет занимать важнейшее место в музыкальной жизни города. В 1956 году Буяновский переходит в Заслуженный коллектив, и с этого времени созданный им ансамбль выступает как Квинтет духовых Ленинградской филармонии, хотя играют в нем и артисты театра Перепелкин и Курлин. С концертными программами Квинтет выступает в Большом и, чаще, в Малом залах филармонии, их программы привлекают публику новизной и разнообразием, а проект «Вечера камерной музыки и камерного балета», созданный в содружестве с хореографом Георгием Алексидзе и балетными артистами, становится одним из важнейших примет культурного ландшафта 1960-х. Лев Перепелкин так и продолжит служить в театральном оркестре, а Владимир Курлин станет солистом Заслуженного коллектива лишь в 1973 году, хотя с филармоническими музыкантами выступает в Малом зале в составе не только Квинтета духовых, но и в других ансамблях.
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии: Лев Перепёлкин (флейта), Владимир Курлин (гобой), Виталий Буяновский (валторна), Лев Печерский (фагот), Михаил Измайлов (кларнет).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 1977 года Курлин играет в залах Филармонии как солист. Едва ли кто-то из духовиков появляется в афишах Филармонии чаще. С оркестром Курлин исполняет концерты Вивальди, Марчелло, Гайдна (в программе к 250-летию композитора), Генделя (к 300-летию Чимарозы, Моцарта (Концерт и Концертную симфонию для гобоя, валторны и фагота). В 1984 году играет ленинградскую премьеру Концертной симфонии Ибера для гобоя с оркестром, в 1988-м – советскую премьеру Концертной симфонии Иоганна Кристиана Баха для скрипки, виолончели, флейты и гобоя. Неоднократно Курлин солирует в Концерте Баха для скрипки и гобоя, в том числе с Игорем Ойстрахом. Множество ленинградских «премьер» старинных композиторов – Телемана, Карла Филиппа Эммануила Баха – дают Владимир Курлин и органист Сергей Цацорин в цикле камерных вечеров «Музыка для гобоя и органа» в Большом и Малом залах филармонии.
Владимир Курлин и Сергей Цацорин (орган) в концерте в Большом зале. Первая половина 1980-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Разумеется, играет Курлин и оркестровые соло. Один из рецензентов вспоминал, что «знающая филармоническая публика ходила на скрипичный концерт Брамса не ради солиста, а ‘’на курлинские соло гобоя’’»! Недаром Евгений Мравинский в характеристике, данной музыканту, писал: «…своим творчеством он внёс новые черты в интерпретацию роли гобоя».
Уникальный музыкант, человек невероятной эрудиции, Курлин успевал «раскапывать» и разучивать всё новый репертуар, играть концерты и записывать пластинки, преподавать не только в Ленинградской консерватории, но и в ее филиале в Петрозаводске.
В последний раз Владимир Курлин солировал на сцене Большого зала 27 января 1988 года. До конца сезона он выходил на сцену в составе оркестра, успел «открыть» и следующий сезон 1989/1990 годов, а 21 ноября в Малом зале исполнил с коллегами по ЗКР под управлением Юрия Темирканова Концертную симфонию Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Через 8 дней, 29 ноября 1989 года, Владимир Михайлович Курлин разбился в автокатастрофе. Дивный звук его гобоя сохранили пластинки. В 2014 году в Петрозаводске вышла книга ученика Курлина Виталия Фартушного, посвященная музыканту, – «Золотой гобой Северной Пальмиры».
О. Р.
Концерты
-
23 ноября 1954
(рукописная книга)
Органный вечер
Исайя БраудоВ программе: Букстехуде, Пахельбель, Резон, Брунс, Вивальди, Бах
-
4 апреля 1955
Вокально-органный вечер
Борис Гмыря (бас) и Нина Оксентян (орган)В программе: Бах, Гендель, Боэльман, Видор, Бетховен, Шуберт, Варламов, Рахманинов, Римский-Корсаков
-
28 мая 1956
Органный вечер
Исайя БраудоБах. Прелюдия и фуга до мажор. Партита до минор. Прелюдия и фуга си минор. Ария из кантаты № 105. Ария из оратории «Страсти по Иоанну». Две песни. Прелюдия и фуга ля минор. Хоральная прелюдия. Токката. Анданте. Ария из кантаты № 207
-
19 октября 1957
Органный вечер
Исай БраудоФранк. Хорал № 3. Пастораль. Лист. Фантазия и фуга на тему BACH. Бах. Две арии для сопрано в сопровождении гобоя и органа. Фантазия и фуга соль минор «Большая»
-
25 мая 1958
Органный вечер
Нина ОксентянБах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор. Две арии из кантаты № 84 в сопровождении гобоя, скрипки и органа. Токката и фуга ре минор. Гендель. Соната ми мажор для скрипки и органа. Соната си-бемоль мажор
-
6 июня 1966
Вечер камерного балета и камерной музыки
В программе: И.-К. Бах, Рамо, Ибер, Дебюсси, Бозза, Бриттен, Пуленк
-
8 декабря 1966
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииВ программе: И.-Х. Бах, Рамо, И.-С. Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк
-
2 января 1967
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииВ программе: Гайдн, Рамо, Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк
-
3 апреля 1967
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииАрнольд. Three Shanties. Бриттен. «Четыре метаморфозы по Овидию». Шостакович. Три афоризма. Пярт. Квинтеттино. Фалик. «Скоморохи». Пуленк. Секстет
-
30 апреля 1968
Вечер камерного балета и камерной музыки
В программе инструментальные, вокальные сочинения композитров и хореографические номера на их музыку: Мийо, Мартину, Кнайфель, Бах, Рамо, Куперен
-
22 июня 1968
Вечер камерного балета и камерной музыки
В программе: Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, И. К. Бах, Куперен, И. С. Бах
-
19 февраля 1969
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииВ программе: Моцарт, Рамо, Бах, Мийо, Мартину, Дебюсси, старинная музыка
-
22 июня 1969
Вечер камерного балета и камерной музыки
Рамо–Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, Дебюсси, Бах, старинная западноевропейская музыка
-
22 декабря 1971
Воспитанники Ленинградской консерватории – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов
В программе: Рахманинов, Глинка, Щедрин, Тартини–Крейслер, С. Василенко, Чайковский, Мусоргский, Шопен, Де Фалья, Вила-Лобос, Бах, Моцарт, Доницетти, Гольц, Фернандес
-
20 ноября 1975
2-й концерт 5-го абонемента
Бах. Страсти по Матфею
Бах. Оратория «Страсти по Матфею»
-
21 ноября 1975
2-й концерт 5-го абонемента. Повтор исполнения 20 ноября
Бах. Страсти по Матфею
Бах. Оратория «Страсти по Матфею»
-
26 декабря 1976 (днем)
Концерт учащихся, педагогов и выпускников Средней специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории
В программе: Щербачев, Шостакович, Брамс, Шуберт, Андерсен, Гайдн, Золотарев, Рахманинов, Прокофьев, Сен-Санс–Изаи, Шопен, Стравинский, Вилла-Лобос, Ибер, Дебюсси, Фучик, Фернандес, Бах, Чайковский, Петров
-
5 января 1977
(программка с составом оркестра)
Вечер старинной музыки
Ленинградский камерный оркестрВ программе: Барсанти. Вивальди, Марчелло
-
18 марта 1978
Вечер инструментальных концертов Баха
Дирижер – Арвид ЯнсонсБах. Концерт для скрипки и гобоя с оркестром ре минор. Концерт для скрипки с оркестром ля минор. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор
-
21 марта 1978
4-й концерт 6-го абонемента
К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
Дирижер – Игорь БлажковВивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»