Персоны

Владимир Курлин

1933–1989
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Курлин

Биография

Курлин Владимир Михайлович – гобоист, в 1973–1989 – солист Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии, профессор Ленинградской консерватории.

В Филармонический оркестр Владимир Курлин пришел не сразу. Выпускник ленинградской десятилетки, студент второго курса консерватории, в 1951 году он начинает работать в оркестре Театра им. Кирова (Мариинского). Но уже с 1954 года появляется с отдельными номерами в органных вечерах Исайи Браудо и Нины Оксентян в Большом зале филармонии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1953 году Курлин едет в Прагу на Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи и получает первую премию в своей номинации. Призовые места достаются и другим ленинградским музыкантам – оркестрантам Кировского театра валторнисту Виталию Буяновскому, флейтисту Льву Перепелкину и артистам филармонического Заслуженного коллектива кларнетисту Михаилу Измайлову и фаготисту Льву Печерскому. Буяновский объединяет лауреатов в Квинтет духовых инструментов, который в течение нескольких десятилетий будет занимать важнейшее место в музыкальной жизни города. В 1956 году Буяновский переходит в Заслуженный коллектив, и с этого времени созданный им ансамбль выступает как Квинтет духовых Ленинградской филармонии, хотя играют в нем и артисты театра Перепелкин и Курлин. С концертными программами Квинтет выступает в Большом и, чаще, в Малом залах филармонии, их программы привлекают публику новизной и разнообразием, а проект «Вечера камерной музыки и камерного балета», созданный в содружестве с хореографом Георгием Алексидзе и балетными артистами, становится одним из важнейших примет культурного ландшафта 1960-х. Лев Перепелкин так и продолжит служить в театральном оркестре, а Владимир Курлин станет солистом Заслуженного коллектива лишь в 1973 году, хотя с филармоническими музыкантами выступает в Малом зале в составе не только Квинтета духовых, но и в других ансамблях.

Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии: Лев Перепёлкин (флейта), Владимир Курлин (гобой), Виталий Буяновский (валторна), Лев Печерский (фагот), Михаил Измайлов (кларнет).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1977 года Курлин играет в залах Филармонии как солист. Едва ли кто-то из духовиков появляется в афишах Филармонии чаще. С оркестром Курлин исполняет концерты Вивальди, Марчелло, Гайдна (в программе к 250-летию композитора), Генделя (к 300-летию Чимарозы, Моцарта (Концерт и Концертную симфонию для гобоя, валторны и фагота). В 1984 году играет ленинградскую премьеру Концертной симфонии Ибера для гобоя с оркестром, в 1988-м – советскую премьеру Концертной симфонии Иоганна Кристиана Баха для скрипки, виолончели, флейты и гобоя. Неоднократно Курлин солирует в Концерте Баха для скрипки и гобоя, в том числе с Игорем Ойстрахом. Множество ленинградских «премьер» старинных композиторов – Телемана, Карла Филиппа Эммануила Баха – дают Владимир Курлин и органист Сергей Цацорин в цикле камерных вечеров «Музыка для гобоя и органа» в Большом и Малом залах филармонии.

Владимир Курлин и Сергей Цацорин (орган) в концерте в Большом зале. Первая половина 1980-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Разумеется, играет Курлин и оркестровые соло. Один из рецензентов вспоминал, что «знающая филармоническая публика ходила на скрипичный концерт Брамса не ради солиста, а ‘’на курлинские соло гобоя’’»! Недаром Евгений Мравинский в характеристике, данной музыканту, писал: «…своим творчеством он внёс новые черты в интерпретацию роли гобоя».

Уникальный музыкант, человек невероятной эрудиции, Курлин успевал «раскапывать» и разучивать всё новый репертуар, играть концерты и записывать пластинки, преподавать не только в Ленинградской консерватории, но и в ее филиале в Петрозаводске.

В последний раз Владимир Курлин солировал на сцене Большого зала 27 января 1988 года. До конца сезона он выходил на сцену в составе оркестра, успел «открыть» и следующий сезон 1989/1990 годов, а 21 ноября в Малом зале исполнил с коллегами по ЗКР под управлением Юрия Темирканова Концертную симфонию Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Через 8 дней, 29 ноября 1989 года, Владимир Михайлович Курлин разбился в автокатастрофе. Дивный звук его гобоя сохранили пластинки. В 2014 году в Петрозаводске вышла книга ученика Курлина Виталия Фартушного, посвященная музыканту, – «Золотой гобой Северной Пальмиры».

О. Р.


Концерты

  • 23 ноября 1954

    (рукописная книга)

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    В программе: Букстехуде, Пахельбель, Резон, Брунс, Вивальди, Бах

  • 4 апреля 1955

    Вокально-органный вечер
    Борис Гмыря (бас) и Нина Оксентян (орган)

    В программе: Бах, Гендель, Боэльман, Видор, Бетховен, Шуберт, Варламов, Рахманинов, Римский-Корсаков

  • 28 мая 1956

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    Бах. Прелюдия и фуга до мажор. Партита до минор. Прелюдия и фуга си минор. Ария из кантаты № 105. Ария из оратории «Страсти по Иоанну». Две песни. Прелюдия и фуга ля минор. Хоральная прелюдия. Токката. Анданте. Ария из кантаты № 207

  • 19 октября 1957

    Органный вечер
    Исай Браудо

    Франк. Хорал № 3. Пастораль. Лист. Фантазия и фуга на тему BACH. Бах. Две арии для сопрано в сопровождении гобоя и органа. Фантазия и фуга соль минор «Большая»

  • 25 мая 1958

    Органный вечер
    Нина Оксентян

    Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор. Две арии из кантаты № 84 в сопровождении гобоя, скрипки и органа. Токката и фуга ре минор. Гендель. Соната ми мажор для скрипки и органа. Соната си-бемоль мажор

  • 6 июня 1966

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе: И.-К. Бах, Рамо, Ибер, Дебюсси, Бозза, Бриттен, Пуленк

  • 8 декабря 1966

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: И.-Х. Бах, Рамо, И.-С. Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк

  • 2 января 1967

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: Гайдн, Рамо, Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк

  • 3 апреля 1967

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    Арнольд. Three Shanties. Бриттен. «Четыре метаморфозы по Овидию». Шостакович. Три афоризма. Пярт. Квинтеттино. Фалик. «Скоморохи». Пуленк. Секстет

  • 30 апреля 1968

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе инструментальные, вокальные сочинения композитров и хореографические номера на их музыку: Мийо, Мартину, Кнайфель, Бах, Рамо, Куперен

  • 22 июня 1968

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе: Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, И. К. Бах, Куперен, И. С. Бах

  • 19 февраля 1969

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: Моцарт, Рамо, Бах, Мийо, Мартину, Дебюсси, старинная музыка

  • 22 июня 1969

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    Рамо–Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, Дебюсси, Бах, старинная западноевропейская музыка

  • 22 декабря 1971

    Воспитанники Ленинградской консерватории – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов

    В программе: Рахманинов, Глинка, Щедрин, Тартини–Крейслер, С. Василенко, Чайковский, Мусоргский, Шопен, Де Фалья, Вила-Лобос, Бах, Моцарт, Доницетти, Гольц, Фернандес

  • 20 ноября 1975

    2-й концерт 5-го абонемента

    Бах. Страсти по Матфею

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 21 ноября 1975

    2-й концерт 5-го абонемента. Повтор исполнения 20 ноября

    Бах. Страсти по Матфею

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 18 марта 1978

    Вечер инструментальных концертов Баха
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бах. Концерт для скрипки и гобоя с оркестром ре минор. Концерт для скрипки с оркестром ля минор. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор

  • 21 марта 1978

    4-й концерт 6-го абонемента

    К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
    Дирижер – Игорь Блажков

    Вивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»

  • 22 марта 1978

    (повтор программы 21 марта)

    К 300-летию со дня рождения Антонио Вивальди
    Дирижер – Игорь Блажков

    Вивальди. Концерт для фагота с оркестром фа мажор. Концерт для скрипки с оркестром ля мажор. Концерт для гобоя с оркестром ля минор. Концерт для двух флейт, двух фаготов, двух труб, двух мандолин, двух гитар, виолончели, струнных и чембало. «Магнификат»

  • 13 января 1979

    2-й концерт 8-го абонемента

    Бах. Страсти по Матфею
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»




Другие материалы

Наум Штаркман

Наум Штаркман

Фортепиано 1927–2006
Ксения Матус

Ксения Матус

Гобой, английский рожок 1916–2001

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»