Персоны
Лия Могилевская
Биография
Могилевская Лия Абрамовна – пианистка, концертмейстер.
Жизнь Лии Могилевской разделилась на несколько эпох, по географическому принципу.
Сначала была Одесса, где Лия с раннего детства подбирала по слуху мелодии симфоний и опер, услышанных по радио, а с пяти лет училась в музыкальной школе. Потом, когда пришла война, – среднеазиатский кишлак, где четырнадцатилетняя девочка работала счетоводом – о занятиях музыкой речь там не шла. Затем Ташкент, куда эвакуировалась ленинградская консерваторская школа-десятилетка: сюда, переболев в пути малярией, Могилевская добралась еле живая, едва не провалила экзамены, но быстро сумела наверстать пропущенные для музыки годы.
В 1951 году пианистка заканчивает Ленинградскую консерваторию. С этим городом будет связан еще один эпизод ее жизни. Могилевскую сразу берут концертмейстером в Малый оперный (Михайловский) театр, а ее первая постановка будет связана с именем дирижера Ленинградской филармонии – Курта Зандерлинга: пианистка готовит с певцами партии к его постановке «Летучего голландца». Как ответственного концертмейстера, Могилевскую неоднократно упоминают и в афише Большого зала с конца 1950-х годов: при ее участии готовятся исполнения оратории «Времена года» Гайдна (пианистка также исполняет в оркестре партию чембало), «Колоколов» и концертной версии оперы «Франческа да Римини» Рахманинова. Певцам МАЛЕГОТа она иногда аккомпанирует в сборных филармонических концертах. Тем временем слава концертмейстера, который обладает феноменальной музыкальной памятью и редким умением работать с вокалистами, выходит за пределы ленинградской площади Искусств, где находятся и Малый оперный, и Филармония.
В 1965 году Могилевскую приглашают в Большой театр. Так начинается долгий московский период ее биографии.
В Большом театре пианистка проработает более тридцати лет. Лию Абрамовну называли здесь «человеком-оркестром», «концертмейстером № 1», с ней мечтали работать все звезды оперной труппы, к ней приходили советоваться молодые дирижеры – считалось, что Могилевская знает об оперном репертуаре всё, что можно и даже чуть больше. Близкие отношения связывают ее с Вишневской и Ростроповичем, Плисецкой и Щедриным, который писал, что постановка «Мертвых душ» в Большом театре никогда бы не случилась без ее деятельного участия.
С солистами труппы ГАБТа Могилевская готовит и концертные программы. Да и в залах Филармонии она появляется чаще, чем в те времена, когда жила в Ленинграде. Здесь пианистка аккомпанирует Валентине Левко, Алексею Масленникову, Маквале Касрашвили, Зурабу Соткилаве, Тамаре Синявской, Елене Образцовой. В последний раз Лия Абрамовна выходит на сцену Большого зала в 1989 году: в вечере памяти Анны Ахматовой. На свой последний концерт в Малом зале 16 апреля 1995 года она приезжает с Тамарой Синявской.
Когда в 1995-м директором Большого театра назначают балетмейстера Владимира Васильева, Лия Могилевская понимает, что «ей стало тут неуютно», и принимает решение не только уйти из театра в 1997-м, но и уехать из страны. Так она начинает новую главу своей жизни и, как ни странно, карьеры, ибо, оказавшись в США в возрасте семидесяти лет, Могилевская продолжила работать. Выступала с российскими певцами – эмигрантами и гастролерами, консультировала постановки русских опер, писала воспоминания. Ее книга «За кулисами оперы. Записки концертмейстера» вышла в 2010 году в издательстве «Музыка».
О. Р.
Концерты
-
30 мая 1959
7-й концерт 4-го абонемента
Дирижер – Эдуард Грикуров
Гайдн. Оратория «Времена года»
-
31 мая 1959
6-й концерт 11-го абонемента (повтор исполнения 30 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровГайдн. Оратория «Времена года»
-
25 июня 1959
6-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ПаверманРахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Поэма «Колокола»
-
26 июня 1959
(повторение программы 25 июня)
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ПаверманРахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Поэма «Колокола»
-
26 октября 1959
1-й концерт 9-го абонемента
Рахманинов. «Франческа да Римини»
Опера в концертном исполнении
-
27 октября 1959
2-й концерт 8-го абонемента
Рахманинов. «Франческа да Римини»
Опера в концертном исполнении
-
16 мая 1961
6-концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровРахманинов. «Франческа да Римини», опера в концертном исполнении
-
1 января 1962
(рукописная книга)
Новогодний концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтецкие номера, отрывки из драматических спектаклей
-
6 января 1962
3-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановБалакирев. Симфония № 1. Увертюра на темы трёх русских песен. «Шествие придворных чинов и дам, завершающееся приходом Лира с его семьёй» из I действия музыки к трагедии Шекспира «Король Лир».Восточная фантазия «Исламей»
-
1 мая 1962
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
7 июня 1965
Вокальный вечер
Валентина Левко (меццо-сопрано)В программе: Гендель, Бах–Гуно, Бах, Перселл, Джордани, Страделла, Перголези, Мартини, Скарлатти, Марчелло
-
11 октября 1968
Вокальный вечер
Тамара Милашкина (сопрано)В программе: Рахманинов, Чайковский
-
26 марта 1971
Вокальный вечер
Тамара Сорокина, сопраноВ программе: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Пуччини, Верди
-
2 апреля 1971
Вокальный вечер
Галина Олейниченко (сопрано)В программе: Власов, Глиэр, Мусоргский, Гуно, Мейербер, Массне, Тома, Прох, Верди, Доницетти, Пуччини, Россини
-
24 января 1972
Молодые солисты Большого Театра Союза ССР
В программе: Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Гендель, Верди, Гуно, Сен-Санс, Россини, Пуччини
-
5 декабря 1975
(по рукописной книге регистрации концертов)
Вокальный вечер
Молодые солисты Большого театра Союза ССРВ программе: Чайковский, Монюшко, Молчанов, Пуччини, Свиридов, Кабалевский, Бородин, Верди, Брамс, Кос-Анатольский, Власов, Майборода
-
19 февраля 1976
Вокальный вечер
Маквала КасрашвилиВ программе: Прокофьев, Мусоргский, Рахманинов, Де Фалья, Пуччини, Гершвин
-
6 ноября 1976
Вокальный вечер
Александр ВорошилоВ программе: Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский, Леонкавалло, Верди
-
3 июля 1978
Вокальный вечер
Александр ВорошилоВ программе: Гендель, Глюк, Шуман, Шуберт, Брамс, Вольф, Григ, Вила-Лобос, Респиги, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Леонкавалло, Чайковский, Фальво, Каннио
-
14 марта 1979
Вокальный вечер
Валентина ЛевкоВ программе: Шуберт, Брамс, Рахманинов, Бизе, Рубинштейн, Верстовский, Массне