Персоны

Лия Могилевская

1927–2021
Источник изображения: classicalmusicnews.ru
Лия Могилевская

Биография

Могилевская Лия Абрамовна – пианистка, концертмейстер.

Жизнь Лии Могилевской разделилась на несколько эпох, по географическому принципу.

Сначала была Одесса, где Лия с раннего детства подбирала по слуху мелодии симфоний и опер, услышанных по радио, а с пяти лет училась в музыкальной школе. Потом, когда пришла война, – среднеазиатский кишлак, где четырнадцатилетняя девочка работала счетоводом – о занятиях музыкой речь там не шла. Затем Ташкент, куда эвакуировалась ленинградская консерваторская школа-десятилетка: сюда, переболев в пути малярией, Могилевская добралась еле живая, едва не провалила экзамены, но быстро сумела наверстать пропущенные для музыки годы.

В 1951 году пианистка заканчивает Ленинградскую консерваторию. С этим городом будет связан еще один эпизод ее жизни. Могилевскую сразу берут концертмейстером в Малый оперный (Михайловский) театр, а ее первая постановка будет связана с именем дирижера Ленинградской филармонии – Курта Зандерлинга: пианистка готовит с певцами партии к его постановке «Летучего голландца». Как ответственного концертмейстера, Могилевскую неоднократно упоминают и в афише Большого зала с конца 1950-х годов: при ее участии готовятся исполнения оратории «Времена года» Гайдна (пианистка также исполняет в оркестре партию чембало), «Колоколов» и концертной версии оперы «Франческа да Римини» Рахманинова. Певцам МАЛЕГОТа она иногда аккомпанирует в сборных филармонических концертах. Тем временем слава концертмейстера, который обладает феноменальной музыкальной памятью и редким умением работать с вокалистами, выходит за пределы ленинградской площади Искусств, где находятся и Малый оперный, и Филармония.

В 1965 году Могилевскую приглашают в Большой театр. Так начинается долгий московский период ее биографии.

В Большом театре пианистка проработает более тридцати лет. Лию Абрамовну называли здесь «человеком-оркестром», «концертмейстером № 1», с ней мечтали работать все звезды оперной труппы, к ней приходили советоваться молодые дирижеры – считалось, что Могилевская знает об оперном репертуаре всё, что можно и даже чуть больше. Близкие отношения связывают ее с Вишневской и Ростроповичем, Плисецкой и Щедриным, который писал, что постановка «Мертвых душ» в Большом театре никогда бы не случилась без ее деятельного участия.

С солистами труппы ГАБТа Могилевская готовит и концертные программы. Да и в залах Филармонии она появляется чаще, чем в те времена, когда жила в Ленинграде. Здесь пианистка аккомпанирует Валентине Левко, Алексею Масленникову, Маквале Касрашвили, Зурабу Соткилаве, Тамаре Синявской, Елене Образцовой. В последний раз Лия Абрамовна выходит на сцену Большого зала в 1989 году: в вечере памяти Анны Ахматовой. На свой последний концерт в Малом зале 16 апреля 1995 года она приезжает с Тамарой Синявской.

Когда в 1995-м директором Большого театра назначают балетмейстера Владимира Васильева, Лия Могилевская понимает, что «ей стало тут неуютно», и принимает решение не только уйти из театра в 1997-м, но и уехать из страны. Так она начинает новую главу своей жизни и, как ни странно, карьеры, ибо, оказавшись в США в возрасте семидесяти лет, Могилевская продолжила работать. Выступала с российскими певцами – эмигрантами и гастролерами, консультировала постановки русских опер, писала воспоминания. Ее книга «За кулисами оперы. Записки концертмейстера» вышла в 2010 году в издательстве «Музыка».

О. Р.


Концерты

  • 30 мая 1959

    7-й концерт 4-го абонемента

    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Гайдн. Оратория «Времена года»

  • 31 мая 1959

    6-й концерт 11-го абонемента (повтор исполнения 30 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Гайдн. Оратория «Времена года»

  • 25 июня 1959

    6-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марк Паверман

    Рахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Поэма «Колокола»

  • 26 июня 1959

    (повторение программы 25 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марк Паверман

    Рахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Поэма «Колокола»

  • 26 октября 1959

    1-й концерт 9-го абонемента

    Рахманинов. «Франческа да Римини»

    Опера в концертном исполнении

  • 27 октября 1959

    2-й концерт 8-го абонемента

    Рахманинов. «Франческа да Римини»

    Опера в концертном исполнении

  • 16 мая 1961

    6-концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Рахманинов. «Франческа да Римини», опера в концертном исполнении

  • 1 января 1962

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтецкие номера, отрывки из драматических спектаклей

  • 6 января 1962

    3-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Балакирев. Симфония № 1. Увертюра на темы трёх русских песен. «Шествие придворных чинов и дам, завершающееся приходом Лира с его семьёй» из I действия музыки к трагедии Шекспира «Король Лир».Восточная фантазия «Исламей»

  • 1 мая 1962

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 7 июня 1965

    Вокальный вечер
    Валентина Левко (меццо-сопрано)

    В программе: Гендель, Бах–Гуно, Бах, Перселл, Джордани, Страделла, Перголези, Мартини, Скарлатти, Марчелло

  • 11 октября 1968

    Вокальный вечер
    Тамара Милашкина (сопрано)

    В программе: Рахманинов, Чайковский

  • 26 марта 1971

    Вокальный вечер
    Тамара Сорокина, сопрано

    В программе: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Пуччини, Верди

  • 2 апреля 1971

    Вокальный вечер
    Галина Олейниченко (сопрано)

    В программе: Власов, Глиэр, Мусоргский, Гуно, Мейербер, Массне, Тома, Прох, Верди, Доницетти, Пуччини, Россини

  • 24 января 1972

    Молодые солисты Большого Театра Союза ССР

    В программе: Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Гендель, Верди, Гуно, Сен-Санс, Россини, Пуччини

  • 5 декабря 1975

    (по рукописной книге регистрации концертов)

    Вокальный вечер
    Молодые солисты Большого театра Союза ССР

    В программе: Чайковский, Монюшко, Молчанов, Пуччини, Свиридов, Кабалевский, Бородин, Верди, Брамс, Кос-Анатольский, Власов, Майборода

  • 19 февраля 1976

    Вокальный вечер
    Маквала Касрашвили

    В программе: Прокофьев, Мусоргский, Рахманинов, Де Фалья, Пуччини, Гершвин

  • 6 ноября 1976

    Вокальный вечер
    Александр Ворошило

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский, Леонкавалло, Верди

  • 3 июля 1978

    Вокальный вечер
    Александр Ворошило

    В программе: Гендель, Глюк, Шуман, Шуберт, Брамс, Вольф, Григ, Вила-Лобос, Респиги, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Леонкавалло, Чайковский, Фальво, Каннио

  • 14 марта 1979

    Вокальный вечер
    Валентина Левко

    В программе: Шуберт, Брамс, Рахманинов, Бизе, Рубинштейн, Верстовский, Массне




Другие материалы

Оскар Михалик

Оскар Михалик

Кларнет Род. в 1923
Юрице Мураи

Юрице Мураи

Фортепиано 1927–1999

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»