Персоны

Рудольф Нуреев

1938–1993
Фото из открытых источников
Рудольф Нуреев

Биография

Нуреев Рудольф Хаметович – артист балета, балетмейстер.

Имя Нуреева уже при жизни стало легендой, символом, за которым реальная биография приобретает черты беллетристики. Авантюрную, немыслимую для тех времен историю эмиграции танцора окрестили «прыжком в свободу», а самого Нуреева газеты называли «великим Руди».

Словно готовя Рудольфа к странствиям по миру, судьба подстроила его рождение в поезде, где-то по дороге во Владивосток. Танцевать Нуреев начал во время войны, в Уфе. Против воли отца он занимался в самодеятельном кружке, а также брал уроки у бывшей балерины Анны Удальцовой – когда-то она танцевала в Дягилевской труппе, теперь жила в уфимской ссылке как жена «врага народа».

В семнадцать лет Нуреев приезжает в Ленинград. Позднее он писал, что может забыть дату своего рождения или переезда за рубеж, но день, когда он сел на поезд, чтобы отправиться в Ленинград, помнит всегда – это было 17 августа 1955 года. С сентября Нуреев начал занятия в Хореографическом училище. Учиться он будет у известного артиста и педагога Александра Пушкина, который предоставит студенту и комнату в своей квартире – в интернате Рудольф не находил общего языка с соседями. Его младший коллега Михаил Барышников вспоминал, что в те годы Нуреев отчаянно пытался наверстать всё упущенное в детстве и ранней юности: «Каждый вечер он был на балете или в филармонии. И каждый день, весь день – танец».

В Филармонии Нуреев появится не только в качестве слушателя: в 1959 и 1960 годах дважды выступает в сборных концертах в Большом зале. К этому времени его принимают в труппу Театра им. Кирова (Мариинского). В дебютном спектакле – «Лауренсии» – танцует в паре с Наталией Дудинской: она сама выбирает себе партнера. С труппой Кировского театра Нуреев и отправится на гастроли, с которых не вернется домой, попросив политическое убежище прямо в парижском аэропорту на глазах у сотрудников КГБ, курировавших советских артистов в поездке.

На родине Нуреева приговорили к конфискации имущества (которого почти и не было) и к семи годам лишения свободы, разумеется, заочно. За эти семь лет Рудольф покорит весь мир. Он станет звездой парижской сцены, Копенгагенского и Лондонского Королевского балета, премьером венской труппы. Очереди за билетами на его дуэт с балериной Марго Фонтейн занимали с ночи, в Вене Нуреев и Фонтейн поставили мировой рекорд – занавес после спектакля поднимался восемьдесят раз… В европейском и американском лексиконе появляется новое слово – «рудимания», поклонники блокируют лимузины, в которых артист едет на репетиции, заваливают сцену цветами, скандируют его имя, как фанаты рок-звезд на стадионах. Яркая, эпатажная слава артиста – с покупками бесчисленных квартир и вилл, щелчками камер назойливых папарацци, порой заслоняла истинную величину Нуреева как революционера от балета, с блестящей пластикой, техникой и невероятной эмоциональной отдачей во время каждого спектакля – а их в разгар западной карьеры танцора бывало до 300 в год. Но эпидемию «рудимании» было уже не остановить.

По стране, где он родился и вырос, Нуреев, как утверждал сам, не скучал. Однако долгое время он пытался добиться права перевезти во Францию больную мать, используя все свои связи и средства. Разрешения он не добьется. Самому артисту позволят приехать попрощаться с мамой в Уфу в 1987-м, за несколько дней до ее смерти, мать уже не узнает его. Через два года Нуреев в последний раз приедет в Ленинград, чтобы выступить на сцене, где когда-то начинал танцевать – в Кировском театре, который уже совсем скоро станет Мариинским.

В 1983–1989 Рудольф Нуреев возглавлял балетную труппу Парижской Гранд-опера, в последние годы жизни, когда болезнь не позволяла ему танцевать, продолжал ставить балеты, а также неожиданно решил попробовать себя в качестве дирижера.

Именно уходом героя в оркестровую яму, как в иную сферу, иную жизнь, окончили авторы свой спектакль «Нуреев» в Большом театре. С его постановкой «Великий Руди» вернулся на российскую театральную сцену в качестве персонажа.

О. Р.


Концерты

  • 7 марта 1959

    (рукописная книга)

    Концерт, посвященный Международному женскому дню

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 18 апреля 1960

    Торжественный вечер творческой интеллигенции Ленинграда, посвященный 90-летию со дня рождения В. И. Ленина

    Слово о Ленине. Ленинградские поэты Николай Браун, Борис Лихарев. Шостакович. «Песнь народной любви, или Поэма о Ленине». Чистяков. Песнь народной любви, поэма для хора и оркестра. Червинский. Четыре баллады о Ленине




Другие материалы

Людмила Макарова

Людмила Макарова

Актриса 1921– 2014
Анатолий Сапогов

Анатолий Сапогов

Артист балета 1929–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»