Персоны
Томас Шипперс
Биография
Шипперс Томас / Thomas Schippers – американский дирижер.
Заниматься музыкой Томас Шипперс начал в четыре года. С ранних лет он выступает как пианист, а с юности и как органист – курс фортепиано и органа он окончит в известном Кёртисовском институте музыки, затем продолжит образование в Йельском университете, где берет уроки композиции у Пауля Хиндемита. Но уже тогда мечтает вовсе не о композиторской, а о дирижерской карьере.
В 1948 году восемнадцатилетний музыкант получает вторую премию на конкурсе дирижеров, организованном Филадельфийским симфоническим оркестром. Примерно в это же время он пытается создать вместе со столь же молодыми друзьями-музыкантами собственную оперную труппу – Lemonadopera, и, хотя финансовая сторона дела не позволила труппе просуществовать долго, Шипперс успевает продирижировать здесь «Дон Жуаном» Моцарта, операми Перголези.
Но настоящая карьера Томаса Шипперса начинается с опер другого композитора – Джанкарло Менотти, с 1950 года он дирижирует его оперой «Консул» на Бродвее. Сочинения Менотти Шипперс будет представлять публике и позднее, в том числе и на фестивале Менотти в итальянском Сполетто, и на сцене Метрополитен-оперы, куда двадцатипятилетнего Шипперса принимают штатным дирижером в 1955 году. Здесь он будет работать до конца жизни, появляясь и на других престижных оперных сценах – в миланском Ла Скала, вагнеровском Байройте...
Томас Шипперс в концерте в Большом зале 2 сентября 1959 года. Нью-Йоркский филармонический оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Шипперса часто приглашают и в симфонические программы. Свой собственный коллектив он получит поздно, ближе к концу своей недолгой жизни. С 1970 года он возглавляет Симфонический оркестр Цинциннати, а в 1976-м получает пост главного дирижера Оркестра Национальной академии Санта-Чечилиа в Риме, который, впрочем, занять уже не успеет: одновременно с назначением в Рим он получает известие о смертельном диагнозе.
В США Шипперса вспоминают, в первую очередь, как оперного дирижера. Однако, любопытно, что авторы исторического сайта, посвященного музыканту, на главную страницу поместили вовсе не изображения маэстро за пультом оркестра Метрополитен или Ла Скала, а фотографию Томаса Шипперса в Большом зале Ленинградской филармонии!
В концерте 2 сентября 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В большое турне по Европе и СССР его приглашает Леонард Бернстайн, главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра. За два с половиной месяца оркестр объедет семнадцать стран, включая Грецию и Турцию, Польшу и Югославию, скандинавские страны и Великобританию, Францию и Люксембург, но дольше всего Нью-Йоркский филармонический задержится в Советском Союзе, где к нему и присоединится Шипперс. По дороге он потеряет багаж, и первые концерты будет дирижировать в костюме одного из оркестрантов, найти фрак на его огромный рост сразу не удалось!
Страница из гастрольного буклета Нью-Йоркского филармонического оркестра с фотопортретами Шипперса. Буклет издан Госконцертом СССР.
Хранится в библиотеке Филармонии.
В Большом зале Ленинградской филармонии у американского оркестра шесть выступлений: тремя концертами дирижирует Бернстайн, тремя – Томас Шипперс. В гастрольном буклете в его программе 31 августа есть Вагнер (увертюра к «Тангейзеру», Вступление к III акту и Смерть Изольды из «Тристана и Изольды», Путешествие Зигфрида по Рейну из «Гибели богов»), но из буклета он вычеркнут ручкой с пометкой о том, что будет исполнен 1 сентября. Вагнера ленинградская публика так и не услышит, так как в тот вечер оркестр в точности повторит предыдущую программу. Под управлением Шипперса звучат симфонии Бетховена (№ 8), Брамса (№ 3), Чайковского (№ 4) и, конечно, американская музыка: сочинения Барбера, с которым Шипперса связывали творческие и дружеские отношения, и Дэвида Даймонда. Дирижировал он и сюитой из «Жар-птицы» Стравинского, которого соотечественники Шипперса нередко называли «американским композитором русского происхождения».
Томас Шипперс и Нью-Йоркский филармонический оркестр, концерт 2 сентября 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром Томас Шипперс приедет в Ленинград и во второй раз – в сентябре 1976 года, всего за год до своей ранней смерти. Музыканты исполнят в Большом зале Брамса, Бартока и Бернстайна.
О. Р.
Концерты
-
31 августа 1959
(гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)
Симфонический концерт
Гастроли в СССР
Нью-Йоркский Филармонический оркестр
Дирижер – Леонард БернстайнБетховен. Симфония № 8. Барбер. «Размышление Медеи и танец мщения». Чайковский. Симфония № 4 (ручкой зачеркнуты фрагменты из опер Вагнера)
-
1 сентября 1959
(В буклете гастролей концерт отсутствует, есть только в рукописной книге)
Симфонический концерт
Нью-Йоркский Филармонический оркестр
Дирижер – Томас ШипперсБетховен. Симфония № 8. Барбер. «Размышление Медеи и танец мщения». Чайковский. Симфония № 4
-
2 сентября 1959
(гастрольный буклет с составом оркестра и рукописная книга)
Симфонический концерт
Гастроли в СССР
Нью-Йоркский Филармонический оркестр
Дирижер – Томас ШипперсРоссини. Увертюра к опере «Осада Коринфа». Д. Даймонд. «Мир Пауля Клее». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Брамс. Симфония № 2
-
9 сентября 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Шипперс (США)Бернстайн. Увертюра «Кандид». Барток. Концерт для оркестра. Брамс. Симфония № 4