Персоны

Надежда Юренева

1933–2006
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Надежда Юренева

Биография

Юренева Надежда Юрьевна – камерная певица, драматическое сопрано.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Фамилия «Юренева» досталась будущей певице случайно: ее выбрал отец Надежды Юрий Княжинский – на заре антирелигиозной кампании его, как сына священника, не брали в Воронежское музыкальное училище. Выучившись, Юренев стал пианистом и дирижером, музыкантом была и мать Надежды – певица Мария Летникова. Дочку они начали учить музыке рано, с шести лет она играла на скрипке, брала и уроки вокала. В послевоенные годы семья перебирается из городка Усмань в Ленинград, где Надежда поступает в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой до 1959 года учится в классе Ольги Пядышевой.

Еще студенткой Надежда Юренева получает предложение стать солисткой Новосибирского театра оперы и балета. Но оперная сцена ее не привлекает, с самого начала она видит себя камерной певицей. Класс камерного пения Юренева ведет в Ленинградской консерватории сразу после получения собственного диплома. С 1959 года ее имя появляется и в программках сборных праздничных концертов в Большом зале филармонии, в том же году она поет сольное отделение в Малом зале – Юренева делит концерт с Виталием Маргулисом, в ее программе звучат русские романсы, а также песни Бизе, Равеля и Шоссона.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В апреле 1961 года певица впервые поет в Большом зале с Симфоническим оркестром (АСО) – солирует в Третьей симфонии Малера, дирижирует Кирилл Кондрашин. С этим же коллективом в 1963-м она участвует в ленинградской премьере Реквиема Кабалевского под управлением автора и в премьере цикла «Песни вольницы» Сергея Слонимского, дирижирует Арвид Янсонс. С этого момента имена композиторов ХХ века, а также ремарка «исполняется в первый раз» в ее программах встречаются постоянно.

Стремление открывать слушателям новую или редко исполняемую музыку связывает Надежду Юреневу с другим страстным пропагандистом всего неизведанного и нового – Геннадием Рождественским. Именно с ним в марте 1965 года Юренева представит в Москве советскую премьеру оперы «Человеческий голос» Пуленка. В Ленинградской филармонии певица тоже нередко появляется в программах Рождественского: в Большом зале поет цикл Вагнера «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» (1964), участвует в концертном исполнении редко звучащей оперы Пуччини «Плащ» (1967), исполняет «Песни и пляски смерти» Мусоргского в оркестровке Шостаковича (1973), советскую премьеру сюиты Берга из оперы «Лулу» в 1973 году.

Концерт в Малом зале филармонии 22 февраля 1964 года. Солисты – Надежда Юренева, Анатолий Манухов, Артур Почиковский. Камерный ансамбль солистов Симфонического оркестра филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В изысканных программах Юренева и Рождественский появляются вместе и в Малом зале им. Глинки: с Камерным ансамблем солистов АСО (1964, 1965) солирует в камерной опере де Фальи «Театрик маэстро Педро», написанной по одной из глав «Дон Кихота» Сервантеса. Пометки о ленинградской премьере в этой программке нет, но, по крайней мере, на филармонических сценах опера звучала впервые. Юренева участвует и в «семейном» концерте Геннадия Рождественского и его жены, пианистки Виктории Постниковой в Малом зале в 1975 году, исполняя в том числе и песни Чарльза Айвза, которые едва ли знала ленинградская публика.

Сольный концерт Надежды Юреневой в Малом зале филармонии 13 мая 1971 года. Партия фортепиано – Сергей Слонимский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

«Новинки» и «редкости» Надежду Юреневу приглашают петь в Большом зале и в концертах других дирижеров. Под управлением Виталия Катаева она поет в ленинградской премьере оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1973). В 1976 году участвует в первом в СССР исполнении оперы «Узник» Луиджи Даллапикколы, дирижирует Шарль Брюк, эту оперу французский маэстро включит и в программу своих следующих гастролей в Большом зале в 1978 году, главную партию Матери снова будет петь Надежда Юренева. В июне 1977 года в ее исполнении впервые в Ленинграде прозвучит и концертная ария «Вино» Берга, Симфоническим оркестром (АСО) дирижирует Александр Дмитриев. С Бергом связано и последнее выступление певицы на сцене Большого зала: в декабре 1981 года в программе Игоря Блажкова она поет в трех фрагментах оперы «Воццек». Премьерой это назвать нельзя, но публика, посетившая концерт начала 1980-х годов наверняка слышала эту музыку впервые: фрагменты из «Воццека» не исполнялись в Большом зале почти полвека, в последний раз в Ленинградской филармонии они звучали в 1927 году в исполнении певицы Валентины Павловской и Филармонического оркестра (тогда единственного) под управлением австрийского дирижера Эриха Клайбера.

Идеального интерпретатора своей музыки находят в лице Юреневой композиторы-современники – старшего поколения и тогда еще совсем молодые: москвичи Щедрин, Шнитке, ленинградцы Тищенко, Фалик, Пригожин, Гаврилин.

«Русскую тетрадь» Валерия Гаврилина Надежда Юренева исполняет в Малом зале – на премьере в октябре 1965 года, и на своем последнем концерте на камерной филармонической площадке в феврале 1981 года.

Здесь, помимо участия в различных тематических программах, певица дает более 20-ти сольных концертов. Среди ее постоянных концертмейстеров – прекрасные ансамблисты Тамара Салтыкова и Мария Карандашова (с середины 1960-х). Нередко аккомпанирует Юреневой и композитор Сергей Слонимский. Юренева была первой исполнительницей нескольких его вокальных опусов – «Лирических строф» на стихи Евгения Рейна, цикла «Шесть романсов на стихи Анны Ахматовой», вокальной сцены «Прощание с другом в пустыне» по древневосточному эпосу «Гильгамеш», «Четырех стихотворений Осипа Мандельштама» – этот цикл Слонимский посвятил певице. Но выступает он с Юреневой не только как автор: в Малом зале проходят несколько их совместных концертов, в которых звучат песни Брамса, Малера, романсы советских композиторов, «Зимний путь» Шуберта.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Мастерством Надежды Юреневой был покорен и Дмитрий Шостакович. Цикл его «Испанских песен» она исполняет в Малом зале в программе, посвященной шестидесятилетию композитора в 1966 году. А в ноябре 1967-го Шостакович напишет своему другу Гликману:

«Несколько раз по радио мне приходилось слышать певицу Юреневу. Слушал я ее также и в камерных концертах. Очень она мне понравилась. Я послал ей ноты блоковских романсов с челобитной, в которой прошу ее эти романсы исполнить… Юренева пленяет меня своей музыкальностью, красивым голосом и почти безупречной дикцией».

Разумеется, на «челобитную» Надежда Юрьевна ответила согласием и 17 апреля 1968 года впервые пела блоковский цикл в Малом зале им. Глинки. В ее исполнении он прозвучит здесь еще не раз.

На последние концерты в Ленинградскую филармонию Юренева приезжает уже из Москвы. В столице она живет с 1979 года, работает в Москонцерте, преподает в Академии им. Гнесиных, продолжает удивлять публику невероятным, уникальным репертуаром: она поет сочинения, которые услышать в исполнении других певиц было просто невозможно!

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После ухода со сцены Надежда Юрьевна посвятила себя студентам, часто выезжала и в жюри различных вокальных конкурсов. С 2009 года в Москве проводится конкурс ее имени.

И. Р.


Концерты

  • 1 мая 1959

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 2 мая 1959

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 7 ноября 1959

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1959

    (рукописная книга, повторение программы 7 ноября)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 1 января 1961

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 10 апреля 1961

    6-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Малер. Симфония № 3

  • 12 апреля 1961

    (повтор программы 10 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Малер. Симфония № 3

  • 1 мая 1962

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 25 февраля 1963

    4-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Кабалевский

    Кабалевский. Реквием (ленинградская премьера).

  • 26 июня 1963

    8-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Слонимский. «Песни вольницы», вокально-симфонический цикл на слова русских народных песен (исп. в 1-й раз). Брамс. Симфония № 1.

  • 15 октября 1963

    1-й концерт 1-го абонемент

    Кабалевский. Реквием
    Дирижер – Дмитрий Кабалевский

    Кабалевский. Реквием

  • 17 октября 1963

    1-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода) , повтор исполнения 15 октября

    Кабалевский. Реквием
    Дирижер – Дмитрий Кабалевский

    Кабалевский. Реквием.

  • 26 января 1964

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Сибелиус. «Весенняя песня». Стравинский. Музыка балета «Игра в карты». Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 28 января 1964

    (повторение программы 26 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Сибелиус. «Весенняя песня». Стравинский. Музыка балета «Игра в карты». Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 14 июня 1964

    5-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Салманов. «Детская сюита». Слонимский. Вокально-симфонический цикл «Песни вольницы». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 11 января 1966

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Моцарт. Большая месса до минор

  • 13 января 1966

    (повтор программы 11 января)

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Моцарт. Большая месса до минор

  • 17 февраля 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Моцарт. Большая месса до минор

  • 24 мая 1966

    6-й концерт 9-го абонемента (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Кабалевский

    Кабалевский. «Реквием»

  • 10 февраля 1967

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Четыре фрагмента из цикла «Искусство фуги». Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Пуччини. Опера «Плащ»



Другие материалы

Жаклин Эймар

Жаклин Эймар

Фортепиано 1922–2008
Бланш Тебом

Бланш Тебом

Меццо-сопрано 1915 – 2010

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»