Персоны

Сергей Юрский

1935–2019
Источник изображения: kino-teatr.ru
Сергей Юрский

Биография

Юрский Сергей Юрьевич – актер, режиссер, писатель, драматург.

Сергей Юрский был артистом неповторимой интонации. Эта интонация проявлялась в его актерских и режиссерских работах, в его прозе – биографической и художественной, в его принципах, которые превращали саму жизнь в законченное художественное высказывание. Разумеется, проявлялась эта интонация и в чтении стихов и прозы, в тонко выстроенных литературных вечерах, которые проходили в том числе и в Ленинградской-Петербургской филармонии.

С конца 1970-х жизнь актера была связана с Москвой, однако в Петербурге Юрского всегда упорно считали «своим». Здесь в Ленинграде он родился, здесь несколько лет учился в университете на юриста, в 1955-м поступил в Театральный институт, а студентом-третьекурсником попал в труппу ленинградского БДТ – на тот момент, возможно, лучшего театра страны. Совсем юному Юрскому Товстоногов сразу доверяет главные роли. Неподражаемый Чацкий, Джузеппе Дживоло в «Карьере Артуро Уи», Илико в «Я, бабушка, Илико и Илларион», Тузенбах в «Трех сестрах», Эзоп в спектакле «Лиса и виноград»…

Юрский работал на ленинградской сцене на протяжении 20 лет. В этот период он сыграет и свои первые «звездные» кинороли – для большой страны Юрский был все-таки не грибоедовским Чацким, а директором Викниксором из «Республики ШКИД» и, главным образом, Бендером из «Золотого теленка».

О причинах ухода из БДТ и последующего переезда в Москву говорили разное. С одной стороны, Юрский впал в немилость тогдашнего «хозяина» Ленинграда Григория Романова. Причиной опалы могла послужить дружба с Бродским (однажды, совсем в другую эпоху, Юрский сыграет отца поэта в фильме «Полторы комнаты»), «неправильное» поведение артиста в Праге, где он по случаю оказался прямо во время событий 1968 года. Однако были и внутренние, «театральные» причины – расстроились отношения актера с Товстоноговым. Вокруг Юрского, который уже начал работать как режиссер, собиралось молодое поколение артистов. Товстоногов не хотел раскола труппы, не допускал возможности иной линии развития Большого Драматического, чем та, что задавал он сам.

В период между службой в БДТ и работой в Театре Моссовета Юрский на некоторое время полностью посвятил себя концертной сцене, отправившись на гастроли по всей стране – читал Пушкина, Гоголя, Достоевского, Зощенко и Бабеля, Чехова и Бунина, Есенина и Пастернака, Булгакова и Шукшина, Жванецкого и Горина. Читать, в отличие от многих артистов, воспринимавших поэтические программы как «приложение» к своей театральной карьере, он любил, вживаясь в каждый образ, «разыгрывая» хрестоматийную или новую, незнакомую прозу и поэзию для самой разной публики. В книге «Игра в жизнь» Сергей Юрьевич вспоминал о невероятном успехе своих концертов:

«Чтобы в Киеве на концерт с программой «Пушкин. “Евгений Онегин” и “Домик в Коломне”» вызывали милицейское оцепление?! Чтобы в почти двухтысячном зале Чайковского в Москве не попавшие на концерт ломали двери?! Чтобы в Свердловске, где печатать мои афиши было запрещено, а когда их все-таки напечатали, развешивать по городу было не рекомендовано, и потому просто повесили возле кассы бумажку, на которой от руки написали объявление о выступлениях, я дал шесть концертов за шесть дней с шестью разными программами, и зал был переполнен, и молодежь сидела в проходах на полу и стояла по стенам, и располагалась прямо на сцене?! Да, это было невероятно».

Столичный период в жизни Юрского связан с Театром Моссовета, где он на протяжении 40 лет работал как актер и режиссер, с 1990-х годов ставил параллельно спектакли в театре «Школа современной пьесы», в том числе и на тексты «Игоря Вацетиса» – под этим псевдонимом Сергей Юрский долгие годы писал «в стол». Публиковал он и книги под своей фамилией: автобиографические «Игру в жизнь», «Кто держит паузу», «Кого люблю, того здесь нет», в которых всё с той же неповторимой интонацией рассказывал о прошлом – своем и чужом, общем.

Продолжались и литературные вечера Юрского. В эпоху, когда жанр, казалось бы, совсем вышел из моды, он читал Пушкина, Достоевского, Бродского в переполненных залах, всегда открывая в знакомых текстах что-то новое.

В сборных концертах Большого зала Ленинградской филармонии с чтением стихов и прозы Юрский эпизодически выступал с 1959-го до 1976 года. Его сольные литературные вечера проходили в Малом зале. В течение двадцати лет – в 1967–1987 – у Юрского был свой концерт в литературном абонементе. После длительного перерыва он вышел на сцену Малого зала в мае 1999 года с программой, посвященной Пушкину.

Пушкина Сергей Юрский читал в 1983-м и на своем первом литературном вечере в Большом зале. Здесь Юрского можно было встретить среди публики, но на сцену он выходил редко, считая, что без художественных потерь не озвучит зал. Его имя появилось в 1988-м на афише благотворительного концерта, где артисты читали наконец-то разрешенных (за окном – перестройка) Ахматову, Берггольц, Бродского, Гумилева, Мандельштама, Ходасевича, Пастернака … Стихи любимых поэтов и «Сорочинскую ярмарку» Гоголя Юрский читал на вечере, посвященном Международному дню театра 27 марта 2001 года. А 16 декабря 2016-го он был гостем фестиваля «Площадь Искусств»: в авторской программе «Жест» Сергей Юрьевич вспомнил и о роли Большого зала в своей жизни, и даже показал место, где любила сидеть его мама.

О. Р.


Концерты

  • 7 марта 1959

    (рукописная книга)

    Концерт, посвященный Международному женскому дню

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 1 мая 1959

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 6 ноября 1960

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 7 ноября 1960

    (повтор программы 6 ноября, рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1960

    (повтор программы 6 и 7 ноября, рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1962

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 17 ноября 1976

    Вечер поэзии
    К 60-летию поэта Михаила Дудина

    (программа не указана)




Другие материалы

Дайнюс Тринкунас

Дайнюс Тринкунас

Фортепиано 1931–1996
Леонард Уоррен

Леонард Уоррен

Баритон 1911–1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»