Персоны

Герберт Кегель

1920–1990
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Герберт Кегель

Биография

Кегель Герберт / Herbert Kegel – немецкий дирижер.

Всестороннее музыкальное образование Герберт Кегель получил в Дрезденской консерватории (1935–1940). Здесь занимался хоровым и симфоническим дирижированием, вокалом, игрой на фортепиано, композицией, став последним учеником Бориса Блахера: с оркестром Дрезденской филармонии Кегель запишет в 1982 году несколько симфонических произведений Блахера, а в 1985-м – ораторию «Великий инквизитор» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».

Но за пульт оркестра Кегель встанет не сразу. В 1940-м его призовут на военную службу, обучат на радиста и отправят на Восточный фронт. После окончания войны Кегель остается на территории Восточной Германии, в 1945–1949 работает главным хормейстером и вторым дирижером в Государственной опере Ростока, а в 1949-м приходит на Лейпцигское радио – сначала как главный хормейстер, а с 1958 года еще и как главный дирижер симфонического оркестра. Эту позицию он занимает до 1977 года, добившись за почти три десятилетия чрезвычайного творческого роста оркестра и свободного владения самыми разными стилями, вплоть до новейшей музыки – Герберт Кегель был ее большим знатоком и пропагандистом. Он впервые исполнил с оркестром Лейпцигского радио сочинения Дессау, Хенце, Буша, Хиндемита, Удо Циммермана, а также Ноно, Пендерецкого, Денисова (виолончельный концерт). Оркестр участвовал в Фестивале новой музыки, начал проводить специальные концерты для школьников и студентов.

Фактически музыкальный ландшафт Лейпцига одновременно определяли два крупнейших дирижера – Курт Мазур в Гевандхаус-оркестре и Герберт Кегель в оркестре радио. Курта Мазура в СССР знают хорошо, в течение многих лет он приезжает со своими коллективами и в Большой зал Ленинградской филармонии. Герберт Кегель тоже выезжает на гастроли с оркестром, но в Ленинграде выступит лишь с одной программой в декабре 1960 года за пультом Заслуженного коллектива.

Герберт Кегель.
© Kuenstler-Agentur der DDR, Foto: Kuenstler-Agentur/B. Koeppe

Оркестр Лейпцигского радио даст концерт в Большом зале в октябре 1978 года уже после ухода Кегеля, в 1977-м он займет позицию главного дирижера Дрезденского филармонического оркестра. Но и этот коллектив приедет в Ленинград в 1982 году без Кегеля и даст три концерта под управлением генеральмузикдиректора Дрездена Зигфрида Курца, хотя с Дрезденскими филармониками Кегель работает до 1985 года. С ними он делает первую в мире цифровую запись всех симфоний Бетховена. Классику чаще всего дирижер исполняет и в концертах. Консервативная дрезденская публика и музыканты оркестра не готовы к новациям. Попытки Кегеля направить репертуар в сторону современности вызывают неприятие, конфликт завершается увольнением дирижера в день 65-летия. Полный сил, он гастролирует, особенно много работает в Японии, но депрессия, усугубившаяся после расторжения контракта с Дрезденом, приводит Кегеля к самоубийству.

В дискографии музыканта – полторы сотни записей. Здесь и симфонии – Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера, Брукнера, Хиндемита, Шостаковича (№№ 5 и 7), Мессиана («Турангалила»), концерт для оркестра Бартока, реквиемы Брамса, Дворжака, Бриттена, «Песни Гурре» Шенберга и его опера «Моисей и Аарон», «Парсифаль» Вагнера и «Отелло» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского и «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, «Джанни Скикки» Пуччини и «Дитя и волшебство» Равеля, сценические кантаты «Кармина Бурана», «Катулли Кармина» и «Триумф Афродиты» Орфа, который считал Кегеля лучшим интерпретатором своих сочинений.

Публика, посетившая Большой зал филармонии 7 и 8 декабря 1960 года, услышала в интерпретации Герберта Кегеля немецкую музыку – Вагнера, Бетховена (в скрипичном концерте солировал Борис Гольдштейн) и Брамса. Дирижер был восхищен мастерством Заслуженного коллектива, о котором написал в «Золотой книге» (ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ):

Unter den vielen Kostbarkeiten Leningrads gibt es ein ganz besondere:

Das Orchester der Philharmonie!

Ich hatte die Ehre und die Freude es in zwei Konzerten zu dirigieren.

Aufrichtigen Dank!

Herbert Kegel

9.XII. 60

Среди множества сокровищ Ленинграда есть одно совершенно особенное:

Оркестр Филармонии!

Я имел честь и радость дирижировать им в двух концертах.

Искренняя благодарность!

Герберт Кегель

9.XII. 60

И. Р.


Концерты

  • 7 декабря 1960

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт Кегель (Германская Демократическая Республика)

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1

  • 8 декабря 1960

    (повтор программы 7 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт Кегель (Германская Демократическая Республика)

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1



Герберт Кегель

Герберт Кегель

Дирижер 4 декабря 1960



Другие материалы

Пина Кармирелли

Пина Кармирелли

Скрипка 1914–1993
Кельнский камерный оркестр «Капелла Колониенсис»

Кельнский камерный оркестр «Капелла Колониенсис»

Камерный оркестр Основан в 1954 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»