Персоны
Алиса Фрейндлих
Биография
Фрейндлих Алиса Бруновна – актриса театра и кино.
С выбором профессии Алиса Фрейндлих определилась еще в школьном театральном кружке, который вела актриса БДТ Мария Призван-Соколова. На этой сцене с 1983 года играет и Алиса Фрейндлих. Но сначала будет мастерская Бориса Зона в Театральном институте (сольное пение преподает профессор консерватории Зоя Лодий, и Фрейндлих, мечтавшая петь, получает прекрасного наставника), Театры имени Комиссаржевской и имени Ленсовета.
В Театр имени Комиссаржевской начинающая актриса приходит в 1957 году сразу же после окончания института. Первые большие роли она получает в спектаклях Игоря Владимирова: «Время любить» по пьесе Бориса Ласкина (1960) и «Случайные встречи» по пьесе Ромуальда Назарова – премьера состоится 1 января 1961 года. Большая часть объемной рецензии на спектакль, опубликованной в газете «Ленинградская правда» (6.01.1961), посвящается Фрейндлих:
«Роль Веры в исполнении артистки А. Фрейндлих становится центральной в спектакле. Хрупкая шестнадцатилетняя девушка со светлыми волосами, лукавыми глазами и забавной "модной" челочкой на лбу приезжает в глухой поселок к брату, чтобы начать самостоятельную жизнь. Незнакомый, заросший щетиной человек предлагает ей помочь донести чемоданы. Вера – А. Фрейндлих не выказывает к нему ни малейшего недоверия. Полная любви к людям, необыкновенной душевной чистоты и щедрости, она радуется встрече с "попутчиком". Даже когда он неожиданно исчезает в лесу, унося ее чемоданы, она бегом догоняет его, ничуть не подозревая в краже. Смешно вздергивая плечами, сердясь на то, что он так быстро шел. Она трогательно уговаривает его поделиться тяжелой ношей. Чувствуя озлобленность Федора, она сует ему папиросы, приготовленные для брата, и поет своим звенящим чистым голосом песенку о медведях. А когда видит, как жадно он ест, догадавшись, что с ним случилась какая-то беда, просто и ласково уговаривает сказать ей всю правду, чтобы вместе придумать, что делать. Комедийность и лиризм неразделимы в игре А. Фрейндлих. Все, что актриса делает на сцене, она делает легко, с юмором, открыто, с неподражаемой непосредственностью. И за всем этим выступает тема большого человеческого доверия – центральная тема спектакля. Медленно оттаивает под благотворным влиянием Веры ожесточенное сердце Федора».
В роли Федора дебютирует Роберт Петров. Сцену из спектакля артисты исполняют в Большом зале в программах праздничных филармонических концертов 1 и 2 мая 1961 года. А когда в начале следующего сезона Игорю Владимирову предлагают место главного режиссера Театра Ленсовета, оба актера уходят с ним. Творческий дуэт Фрейндлих и Владимирова на долгие годы станет и семейным. Об Алисе Фрейндлих–Элизе Дулиттл в спектакле Владимирова «Пигмалион» (премьера 30.12.1962) начинает говорить весь театральный Ленинград.
Сцену из спектакля Фрейндлих и актер Александр Эстрин (Хиггинс) исполняют в Большом зале филармонии – в праздничных концертах в мае 1962-го и в ноябре 1963 года. В следующий раз имя актрисы появится в филармонической афише почти через 20 лет.
Все эти годы театралы ломятся «на Фрейндлих» в спектаклях Владимирова. В 1960-е – это «Таня», «Мой бедный Марат» (по пьесам Арбузова), «Трехгрошовая опера» (по Брехту), «Варшавская мелодия» (по пьесе Леонида Зорина), «Малыш и Карлсон» (режиссер Нора Райхштейн; в 1999-м к 30-летию спектакля Алиса Бруновна вновь выйдет на сцену Театра Ленсовета в роли Малыша), в 1970-е – «Укрощение строптивой», «Хождение по мукам», «Вишневый сад», спектакли по Достоевскому, Володину, Леонову, Рощину…
В это время на сцене ей достаются и роли правительниц – Елизаветы Английской в «Марии Стюарт» (Шиллер), Марии-Антуанетты во «Вдове Капет» (Фейхтвангер). В 1978 году на телеэкраны выйдет фильм Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором Фрейндлих сыграет роль Анны Австрийской. В кино она снимается в эпизодах с 1955 года, главные роли ей достаются в таких разных фильмах, как «Служебный роман» (1979) и «Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова, в «Сталкере» Тарковского (1978), потом будут потрясающие работы в дуэте с Евгением Мироновым в картинах «На Верхней Масловке» (Константин Худяков, 2004) и «Карп отмороженный» (Владимир Котт, 2017).
В 1978-м на «Мосфильме» выходит «Старомодная комедия». Это картина на двоих: Алису Фрейндлих (пациент санатория) и Игоря Владимирова (главный врач). Фильм завершается вопросительной интонацией: смогут ли разлучиться случайно встретившиеся герои? В реальной жизни пара вскоре расстанется. В 1983 году Алиса Фрейндлих примет приглашение Георгия Товстоногова перейти в труппу Большого драматического театра, на сцене которого играла в спектаклях и самого Товстоногова, и сменившего его Чхеидзе. Ставит на нее и нынешний главный режиссер театра Андрей Могучий: для Фрейндлих была создана главная роль в спектакле «Алиса» (вольная фантазия по мотивам «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, 2014) и роль проводника-экскурсовода в спектакле «Война и мир Толстого» (2015). Для Алисы Фрейндлих была написана и пьеса Воропаева «Волнение», поставленная автором на сцене БДТ 17 апреля 2019 года. Стоит ли говорить о том, что спектакль, как и все постановки с участием актрисы, прошел при аншлаге?
В 2000-х Алиса Бруновна вернулась и на сцену Театра Ленсовета. Здесь в 2004-м Владимир Пази поставил для нее моноспектакль «Оскар и Розовая дама», за который актриса получает «Золотую маску».
Обладая редкой способностью в одиночестве держать зал, она, несмотря на неоднократные предложения, почти не выступала с сольными программами в Филармонии. А в поэтическом вечере приняла участие лишь раз – в 1982 году к 90-летию Марины Цветаевой. Ее другие единичные выходы на филармоническую сцену были связаны с музыкально-поэтическими вечерами. В Малом зале это были рождественский концерт 24 декабря 1986 года, композиция по сказке Людвига Тика и музыке Брамса «История любви прекрасной Магелоны и Пьера Прованского», повторенная дважды весной 1987 года с участием Рубена Лисициана, а также музыкально-поэтический спектакль "Гори, гори, моя звезда..." в июне 1996 года. Эту авторскую программу, сделанную совместно с артистами «Кавалер-дуэта» Владимиром Балагиным и Анатолием Коптевым, Алиса Фрейндлих повторила в Большом зале 8 декабря 2000 года.
В этом вечере актриса не только читала, но и пела. Петь она любила, в юности колеблясь между музыкальным и драматическим театром. Определиться помог отец (с семьей он не жил) – актер Театра драмы имени Пушкина /Александринского Бруно Фрейндлих. Но актрисе посчастливится петь в фильмах и спектаклях, особенно в пору работы в Театре Ленсовета. Музыку ко многим постановкам тогда писал Георгий Портнов. На его авторских концертах в Большом зале в феврале 1988 года исполнялось концертино для фортепиано с оркестром «Портрет Алисы Фрейндлих». Быть может, и сама великая актриса еще выйдет на эту сцену.
И. Р.
Концерты
-
1 мая 1961
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
2 мая 1961
(рукописная книга) Повтор программы 1 мая
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
2 мая 1963
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: Шопен, Глинка–Балакирев, Прокофьев, Смирнова, Чайковский, Рахманинов, Минкус, Прокофьев, Леонкавалло, Варламов, Массне, Чехов, Твардовский, Б. Шоу
-
6 ноября 1963
(рукописная книга, программа и исполнители указаны двумя отдельными списками)
Праздничный концерт мастеров искусств
В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы
-
7 ноября 1963
(рукописная книга, повторение программы 6 ноября)
Праздничный концерт мастеров искусств
В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы
-
8 ноября 1963
(рукописная книга, повторение программы 6 и 7 ноября)
Праздничный концерт мастеров искусств
В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы