Персоны

Алиса Фрейндлих

Род. в 1934
Источник изображения: kino-teatr.ru
Алиса Фрейндлих

Биография

Фрейндлих Алиса Бруновна – актриса театра и кино.

С выбором профессии Алиса Фрейндлих определилась еще в школьном театральном кружке, который вела актриса БДТ Мария Призван-Соколова. На этой сцене с 1983 года играет и Алиса Фрейндлих. Но сначала будет мастерская Бориса Зона в Театральном институте (сольное пение преподает профессор консерватории Зоя Лодий, и Фрейндлих, мечтавшая петь, получает прекрасного наставника), Театры имени Комиссаржевской и имени Ленсовета.

В Театр имени Комиссаржевской начинающая актриса приходит в 1957 году сразу же после окончания института. Первые большие роли она получает в спектаклях Игоря Владимирова: «Время любить» по пьесе Бориса Ласкина (1960) и «Случайные встречи» по пьесе Ромуальда Назарова – премьера состоится 1 января 1961 года. Большая часть объемной рецензии на спектакль, опубликованной в газете «Ленинградская правда» (6.01.1961), посвящается Фрейндлих:

«Роль Веры в исполнении артистки А. Фрейндлих становится центральной в спектакле. Хрупкая шестнадцатилетняя девушка со светлыми волосами, лукавыми глазами и забавной "модной" челочкой на лбу приезжает в глухой поселок к брату, чтобы начать самостоятельную жизнь. Незнакомый, заросший щетиной человек предлагает ей помочь донести чемоданы. Вера – А. Фрейндлих не выказывает к нему ни малейшего недоверия. Полная любви к людям, необыкновенной душевной чистоты и щедрости, она радуется встрече с "попутчиком". Даже когда он неожиданно исчезает в лесу, унося ее чемоданы, она бегом догоняет его, ничуть не подозревая в краже. Смешно вздергивая плечами, сердясь на то, что он так быстро шел. Она трогательно уговаривает его поделиться тяжелой ношей. Чувствуя озлобленность Федора, она сует ему папиросы, приготовленные для брата, и поет своим звенящим чистым голосом песенку о медведях. А когда видит, как жадно он ест, догадавшись, что с ним случилась какая-то беда, просто и ласково уговаривает сказать ей всю правду, чтобы вместе придумать, что делать. Комедийность и лиризм неразделимы в игре А. Фрейндлих. Все, что актриса делает на сцене, она делает легко, с юмором, открыто, с неподражаемой непосредственностью. И за всем этим выступает тема большого человеческого доверия – центральная тема спектакля. Медленно оттаивает под благотворным влиянием Веры ожесточенное сердце Федора».

В роли Федора дебютирует Роберт Петров. Сцену из спектакля артисты исполняют в Большом зале в программах праздничных филармонических концертов 1 и 2 мая 1961 года. А когда в начале следующего сезона Игорю Владимирову предлагают место главного режиссера Театра Ленсовета, оба актера уходят с ним. Творческий дуэт Фрейндлих и Владимирова на долгие годы станет и семейным. Об Алисе Фрейндлих–Элизе Дулиттл в спектакле Владимирова «Пигмалион» (премьера 30.12.1962) начинает говорить весь театральный Ленинград.

Сцену из спектакля Фрейндлих и актер Александр Эстрин (Хиггинс) исполняют в Большом зале филармонии – в праздничных концертах в мае 1962-го и в ноябре 1963 года. В следующий раз имя актрисы появится в филармонической афише почти через 20 лет.

Все эти годы театралы ломятся «на Фрейндлих» в спектаклях Владимирова. В 1960-е – это «Таня», «Мой бедный Марат» (по пьесам Арбузова), «Трехгрошовая опера» (по Брехту), «Варшавская мелодия» (по пьесе Леонида Зорина), «Малыш и Карлсон» (режиссер Нора Райхштейн; в 1999-м к 30-летию спектакля Алиса Бруновна вновь выйдет на сцену Театра Ленсовета в роли Малыша), в 1970-е – «Укрощение строптивой», «Хождение по мукам», «Вишневый сад», спектакли по Достоевскому, Володину, Леонову, Рощину…

В это время на сцене ей достаются и роли правительниц – Елизаветы Английской в «Марии Стюарт» (Шиллер), Марии-Антуанетты во «Вдове Капет» (Фейхтвангер). В 1978 году на телеэкраны выйдет фильм Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором Фрейндлих сыграет роль Анны Австрийской. В кино она снимается в эпизодах с 1955 года, главные роли ей достаются в таких разных фильмах, как «Служебный роман» (1979) и «Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова, в «Сталкере» Тарковского (1978), потом будут потрясающие работы в дуэте с Евгением Мироновым в картинах «На Верхней Масловке» (Константин Худяков, 2004) и «Карп отмороженный» (Владимир Котт, 2017).

В 1978-м на «Мосфильме» выходит «Старомодная комедия». Это картина на двоих: Алису Фрейндлих (пациент санатория) и Игоря Владимирова (главный врач). Фильм завершается вопросительной интонацией: смогут ли разлучиться случайно встретившиеся герои? В реальной жизни пара вскоре расстанется. В 1983 году Алиса Фрейндлих примет приглашение Георгия Товстоногова перейти в труппу Большого драматического театра, на сцене которого играла в спектаклях и самого Товстоногова, и сменившего его Чхеидзе. Ставит на нее и нынешний главный режиссер театра Андрей Могучий: для Фрейндлих была создана главная роль в спектакле «Алиса» (вольная фантазия по мотивам «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, 2014) и роль проводника-экскурсовода в спектакле «Война и мир Толстого» (2015). Для Алисы Фрейндлих была написана и пьеса Воропаева «Волнение», поставленная автором на сцене БДТ 17 апреля 2019 года. Стоит ли говорить о том, что спектакль, как и все постановки с участием актрисы, прошел при аншлаге?

В 2000-х Алиса Бруновна вернулась и на сцену Театра Ленсовета. Здесь в 2004-м Владимир Пази поставил для нее моноспектакль «Оскар и Розовая дама», за который актриса получает «Золотую маску».

Обладая редкой способностью в одиночестве держать зал, она, несмотря на неоднократные предложения, почти не выступала с сольными программами в Филармонии. А в поэтическом вечере приняла участие лишь раз – в 1982 году к 90-летию Марины Цветаевой. Ее другие единичные выходы на филармоническую сцену были связаны с музыкально-поэтическими вечерами. В Малом зале это были рождественский концерт 24 декабря 1986 года, композиция по сказке Людвига Тика и музыке Брамса «История любви прекрасной Магелоны и Пьера Прованского», повторенная дважды весной 1987 года с участием Рубена Лисициана, а также музыкально-поэтический спектакль "Гори, гори, моя звезда..." в июне 1996 года. Эту авторскую программу, сделанную совместно с артистами «Кавалер-дуэта» Владимиром Балагиным и Анатолием Коптевым, Алиса Фрейндлих повторила в Большом зале 8 декабря 2000 года.

В этом вечере актриса не только читала, но и пела. Петь она любила, в юности колеблясь между музыкальным и драматическим театром. Определиться помог отец (с семьей он не жил) – актер Театра драмы имени Пушкина /Александринского Бруно Фрейндлих. Но актрисе посчастливится петь в фильмах и спектаклях, особенно в пору работы в Театре Ленсовета. Музыку ко многим постановкам тогда писал Георгий Портнов. На его авторских концертах в Большом зале в феврале 1988 года исполнялось концертино для фортепиано с оркестром «Портрет Алисы Фрейндлих». Быть может, и сама великая актриса еще выйдет на эту сцену.

И. Р.


Концерты

  • 1 мая 1961

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 2 мая 1961

    (рукописная книга) Повтор программы 1 мая

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 2 мая 1963

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Глинка–Балакирев, Прокофьев, Смирнова, Чайковский, Рахманинов, Минкус, Прокофьев, Леонкавалло, Варламов, Массне, Чехов, Твардовский, Б. Шоу

  • 6 ноября 1963

    (рукописная книга, программа и исполнители указаны двумя отдельными списками)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 7 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 8 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 и 7 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы




Другие материалы

Роберт Петров

Роберт Петров

Театральный актер 1934–1978
Жанна Ландри

Жанна Ландри

Фортепиано 1922–2011

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»