Персоны
Ирина Наумова
Биография
Наумова Ирина Ивановна – пианистка, концертмейстер, педагог.
Учиться в Москву уроженка Житомира Ирина Иванова приехала в 1946 году. За год прошла обучение в Мерзляковском училище, в 1947–1952 занималась в Московской консерватории, а потом и в аспирантуре у Генриха Густавовича Нейгауза. В 1953 году Ирина Иванова выйдет замуж за соученика по классу Нейгауза Льва Наумова. Роман начнется с игры в четыре руки, в пару их поставят случайно, проживут они вместе всю жизнь. Учась в аспирантуре, Ирина Наумова начнет преподавать в Музыкальном училище имени Гнесиных, за десятилетия работы воспитает несколько поколений музыкантов, среди которых Владимир Виардо, Иван Соколов, Константин Щербаков. От нее в консерваторию они поступают в класс профессора Льва Наумова, чей дом всегда остается для воспитанников открытым и родным.
Первым местом работы аспирантки Ирины Наумовой (тогда еще Ивановой) стал консерваторский вокальный класс солиста Большого театра Александра Батурина, у которого начинал заниматься будущий знаменитый бас Александр Ведерников. Здесь и состоялось их знакомство, в 1953 году Наумова аккомпанировала Ведерникову, а также Николаю Гяурову и другим студентам Батурина на Международном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте. Сценическую карьеру Ведерников начинал в Кировском (Мариинском театре), а когда в 1958 году по приглашению Большого театра переехал в Москву, предложил Ирине Наумовой стать его концертмейстером. Их сотрудничество продлится 12 лет и прервется с женитьбой Ведерникова на пианистке и органистке Наталии Гуреевой, с которой певец и будет выступать.
Рассказывая о годах совместной работы, Ирина Наумова вспоминает и концерты в Ленинградской филармонии:
«Он очень одаренный человек, и мы с ним перепели массу музыки – и ''Зимний путь'', и ''Лебединую песнь'', и, главное, все лучшие произведения Свиридова, с которым он очень был дружен. Сам Свиридов много с нами занимался. Я очень его боялась, хотя он нежно к нам обоим относился. Позднее ужасно сердился, когда мы расстались, потому что считал, что у нас неповторимый ансамбль. Мы с Сашей три раза были в ГДР, объездили всю Прибалтику. Много раз выступали в Ленинграде — и в Малом, и в Большом зале филармонии. Его там очень любили. Однажды его концерт два раза откладывали, наконец выступление состоялось. Он спел сцену смерти Бориса, сцену Мельника, потом романсы Свиридова. Начал ''Подъезжая под Ижоры'', и вдруг голос пропал. Три раза начинали – не получается. Тогда он подошел к рампе и своим неповторимым громовым окающим басом говорит: ''Голоса нету, я уже три раз переносил, больше не могу, что смог – спел'' [вероятно, речь идет о концерте 27 мая 1968 в БЗФ, хотя арии Мельника там не было]. Публика бурно его приветствовала».
На концерты в залы Ленинградской филармонии Ирина Наумова приезжала с Александром Ведерниковым в 1959–1968 годах.
И. Р.
Концерты
-
15 апреля 1960
Вокальный вечер
Александр ВедерниковВ программе: Бетховен, Шуман, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Глинка, Мусоргский, Свиридов
-
8 января 1961
Вокальный вечер
Александр ВедерниковВ программе: Бах, Гендель, Бетховен, Шуберт, Моцарт, Верди, Бородин, Мусоргский, Прокофьев, Свиридов
-
20 ноября 1962
Вокальный вечер
Александр Ведерников (бас)В программе: Кальдара, Моцарт, Верди, Шуберт, Бетховен, Россини, Мусоргский, Даргомыжский, Свиридов, русские народные песни
-
10 марта 1966
Георгий Свиридов (к 50-летию со дня рождения)
Дирижер – Владимир МининСвиридов. Вокальный цикл на стихи Р. Бёрнса. «Поэма памяти Сергея Есенина»
-
4 декабря 1966
Вокальный вечер
Александр Ведерников (бас)В программе: Бетховен, Шуберт, Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Бородин, Свиридов, Прокофьев
-
27 мая 1968
Вокальный вечер
Александр ВедерниковВ программе: Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов