Персоны

Виктор Сумеркин

1933–2019
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Виктор Сумеркин

Биография

Сумеркин Виктор Васильевич – тромбонист, педагог, в 1959–1988 годах – солист Симфонического оркестра Ленинградской филармонии (АСО).

В самом конце войны одиннадцатилетний Виктор Сумеркин увидел «трофейный» фильм – «Серенаду Солнечной долины» с участием тромбониста Гленна Миллера и его биг-бэнда. Это определило дальнейшую судьбу ленинградского подростка. Вернувшись в город из эвакуации, он первым делом записался в музыкальный кружок Дворца пионеров и домой отправился с прокатным тромбоном!

В 1957 году Сумеркин становится лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, в тот же год оканчивает Ленинградскую консерваторию, поступает в аспирантуру к Михаилу Буяновскому, начинает одновременно работать в Музыкальном училище им. Римского-Корсакова и в оркестре Театра им. Кирова (Мариинского). С этого момента карьера педагога и оркестранта в его биографии всегда идет параллельно. Успевает Сумеркин выступать как солист и ансамблист, в составе духовых ансамблей играет на камерных сценах, записывается на радио, делает переложения классического репертуара, становится первым исполнителем сочинений для солирующего тромбона ленинградских/петербургских композиторов Нестерова, Успенского, Хромушина, ему посвящает Концерт для тромбона с оркестром американский композитор Дэвид Убер…

В Филармонию из Кировского театра Виктор Сумеркин переходит в 1959 году и на протяжении 30 лет остается солистом Академического симфонического оркестра. Лестные отзывы о мастерстве и таланте музыканта оставили крупнейшие дирижеры – Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин. Именно в программе Кондрашина имя Виктора Сумеркина впервые появляется в афише Большого зала: в апреле 1961 года он играет оркестровое соло в Третьей симфонии Малера.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Любопытно, что воспоминания об этом концерте сохранились у музыканта на долгие годы. В интервью газете Санкт-Петербургской консерватории к 85-летию тромбониста Виктор Васильевич вспоминал:

«Первая репетиция была в Капелле. Вся I часть построена на ораторских возможностях тромбониста, так же, как у Берлиоза в Траурно-триумфальной симфонии. Тромбон у Малера выступает как философ. Это образ Гамлета или Короля Лира – драматическая роль, которую нужно донести до публики. А как донести? Только работа с дирижером. Помню, на репетиции меня мучил Кондрашин, наверное, полчаса. ‘’Кирилл Петрович, потом!’’ – ‘’Потом дома будешь; пока не сыграешь, я от тебя не отстану’’. Сидит весь оркестр: ‘’Подождут!’’»

А Кирилл Кондрашин в характеристике на оркестранта Симфонического оркестра Ленинградской филармонии писал:

«Я знаю Виктора Васильевича Сумеркина с года поступления в симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Наши неоднократные творческие встречи постоянно укрепляли мое мнение о нем, как о музыканте высочайшей квалификации. Особенно мне запомнилось наше исполнение Третьей симфонии Малера, где в первой части имеется большое и трудное и по тесситуре, и по музыкальности соло первого тромбона».

Оркестровые соло Сумеркин играет в программах Курта Мазура, Арвида Янсонса, Юрия Темирканова. Неоднократно он солирует и в сюите из балета Андрея Петрова «Сотворение мира», причем сам Андрей Павлович при написании этой партитуры советовался с Сумеркиным и признавал, что «общение с Виктором и его высокое исполнительское мастерство помогли составить несколько иное представление о том, что может выразить тромбон в руках умелого инструменталиста».

Уйдя из Филармонии, Виктор Васильевич продолжал работать в консерватории, сегодня именно его ученики играют в обоих оркестрах Санкт-Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 10 апреля 1961

    6-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Малер. Симфония № 3

  • 12 апреля 1961

    (повтор программы 10 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Малер. Симфония № 3

  • 14 февраля 1966

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бетховен. Симфония № 7. Локшин. Симфония № 2 «Греческие эпиграммы»

  • 15 февраля 1966

    (повтор программы 14 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бетховен. Симфония № 7. Локшин. Симфония № 2 «Греческие эпиграммы»

  • 15 октября 1966

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Шуман. Симфония № 1 «Весенняя»

  • 16 октября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бетховен. Симфония № 5. Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан»

  • 23 марта 1970

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Малер. Симфония № 3

  • 24 марта 1970

    (повтор программы 23 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Малер. Симфония № 3

  • 24 апреля 1970

    4-й концерт 1-го абонемента (1-й цикл)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Рахманинов. Симфония № 2. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Петров. Сюита из музыки балета «Сотворение мира»

  • 18 декабря 1978

    5-й концерт 1-го абонемента сезона 1977-78 гг.

    Авторский вечер композитора Андрея Петрова
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Петров. Фрагменты музыки балета «Сотворение мира». Вокально-поэтическая симфония «Пушкин»

  • 27 октября 1980

    1-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся объединения «Кировский завод», 25-й год слушания)

    Андрей Петров. Авторский вечер
    Дирижер – Александр Лазарев

    А. Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». «Русские песни» для меццо-сопрано, хора и оркестра. Поэма для струнных, труб, органа, двух фортепиано и ударных (Памяти погибших в годы блокады Ленинграда). Концерт для скрипки с оркестром. Фрагмент из балета «Сотворение мира»

  • 28 октября 1980

    (повтор программы 27 октября)

    Андрей Петров. Авторский вечер
    Дирижер – Александр Лазарев

    А. Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». «Русские песни» для меццо-сопрано, хора и оркестра. Поэма для струнных, труб, органа, двух фортепиано и ударных (Памяти погибших в годы блокады Ленинграда). Концерт для скрипки с оркестром. Фрагмент из балета «Сотворение мира»

  • 4 апреля 1983

    XIX Ленинградская музыкальная весна
    Симфонический концерт
    Дирижер – Валентин Кожин

    Ган. Праздничная увертюра для симфонического оркестра. Пригожин. Симфония № 3. Успенский. Симфоническая поэма «Посвящение мужеству». Банщиков. I картина из оперы «Горе от ума» по одноименной комедии А. Грибоедова




Другие материалы

Игнатий Орловский

Игнатий Орловский

Виолончель 1909–?
Валерий Панов

Валерий Панов

Артист балета род. в 1938

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»