Персоны

Зубин Мета

род. в 1936
Зубин Мета в Ленинградской филармонии в день концерта 12 июня 1964 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Зубин Мета

Биография

Мета Зубин / Zubin Mehta – индийский дирижер.

За дирижерский пульт Зубин Мета впервые встал в возрасте 15 лет. Бомбейский симфонический оркестр, основанный его отцом, тогда готовился к концерту с самим Иегуди Менухиным, на репетициях перед встречей с выдающимся солистом отец играл партию скрипки, а сыну-подростку вручил партитуру и дирижерскую палочку. Впрочем, как признавался позднее сам Мета, оркестр отца был далек от профессиональных стандартов, да и публики, готовой ходить на классические программы, в Бомбее было не так уж много. Вскоре семья покинет Индию: родители переберутся в Англию, а затем в США, Зубин отправится в Вену, где пойдет учиться не на врача, как давно планировал, а на дирижера.

Вена встретит его полным отсутствием привычной индийской кухни и обилием музыкальных впечатлений. Выросший вне европейского культурного контекста, Мета наверстывает упущенное – ходит в оперу и на концерты великих дирижеров, которые работают и гастролируют в Австрии. В Венской консерватории он учится как ударник, контрабасист и дирижер – у Ганса Сваровски.

Уже в 21 год выпускник Венской консерватории получает первую премию на конкурсе в Ливерпуле, а вслед за ней и должность ассистента Королевского Ливерпульского филармонического оркестра. Восторженные отзывы критиков на те редкие концерты, которые Зубин Мета проводил в Ливерпуле сам, привлекают к нему внимание канадских музыкальных менеджеров.

В 1961 году Мета становится художественным руководителем и главным дирижером Монреальского симфонического оркестра – этот коллектив окажется первым в длинной череде оркестров, которые возглавлял Зубин Мета. Он работал с филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Вены, Берлина, посвятил 13 лет (1978–1991) работе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В 1977 году был назначен руководителем Израильского филармонического оркестра, а в 1981-м это звание утвердили за ним пожизненно. С 1985 года Мета руководит фестивалем «Флорентийский музыкальный май», в 1998–2006 он возглавлял Баварскую оперу. Сотрудничал с Метрополитен-оперой, Ла Скала, Венской оперой, Ковент-Гарденом, Зальцбургским фестивалем…

Весной 1962 года 24-летний Зубин Мета дает три концерта с Монреальским симфоническим оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии. Через два года он дирижирует двумя программами (Рихард Штраус, Брамс, Равель, Барток) за пультом Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра филармонии.

«Я не могу забыть, как Мравинский приходил на мои репетиции и слушал. Он был очень добр ко мне и по-хорошему отнесся к начинающему дирижеру», – вспоминал Мета в одном из интервью. Тогда же маэстро оставил первую запись в филармоническом альбоме автографов, так называемой «Золотой книге»:

«Одним из величайших удовольствий моей профессии теперь стали визиты к невероятным музыкантам Ленинграда. Спасибо тысячу раз.
Зубин Мета
1964»
.

Но следующая встреча дирижера с Заслуженным коллективом состоится спустя без малого шестьдесят лет! Имя же самого Зубина Меты вновь появится в филармонической афише лишь через 24 года.

В 1988-м дирижер вновь приезжает в Большой зал со своим Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Три концерта проходят в рамках Третьего Международного музыкального фестиваля в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами», собравшего в мае – июне в Ленинграде известнейших композиторов и исполнителей, представлявших исключительно современную музыку. И лишь оркестру Зубина Меты, учитывая эксклюзивность его визита, было предоставлено право играть классику – симфонии Шуберта (№ 2), Брамса (№ 2), симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», «закрывшую» XIX век симфонию № 9 Малера, открывшую ХХ век «Весну священную» Стравинского. Единственная современная пьеса – ‘’Symbolon’’, прозвучавшая в концерте 1 июня 1988-го, была написана американским композитором Эллен Таффе Цвилих по заказу Нью-Йоркского оркестра специально для их тура в СССР.

В этот приезд Зубин Мета вновь оставляет запись в «Золотой книге»:

«Величайшая честь в моей жизни быть включенным в этот монументальный документ с Нью-Йоркской филармонией».

Публика Большого зала услышит Зубина Мету и с другими его коллективами. В мае 1990 года он дает два концерта с Израильским филармоническим оркестром – особым коллективом в биографии музыканта. Мета часто говорил, что несмотря на то, что среди восьми языков, которыми он владеет в совершенстве, нет ни идиша, ни иврита, именно в Израиле он, рожденный в Индии, воспитанный Европой, чувствует себя среди друзей. В ленинградских программах – три симфонии: № 7 Бетховена, «Линцская» Моцарта, № 5 Малера; в Скрипичном концерте Чайковского солирует Итцхак Перлман. По традиции оркестр-гастролер играет и музыку композиторов, представляющих страну, их двое: Марк Копытман, эмигрировавший в Израиль из СССР, и Пауль Бен-Хаим (Франкенбургер), уроженец Мюнхена. Для Зубина Меты такой выбор не случаен, он верит в великую силу музыки, способной объединять разные народы и культуры. В конце 1990-х маэстро проведет совместный концерт Израильского симфонического и Баварского оркестров – музыканты из Германии и Израиля вместе играют Вторую симфонию Малера на руинах концлагеря Бухенвальд. Но другие попытки «примирения» израильской публики с немецкой культурой – попытки ввести в репертуар оркестра сочинения Вагнера, успехом пока не увенчались…

В Большом зале уже Петербургской филармонии Зубин Мета выступает и со своим фестивальным оркестром Maggio Musicale Fiorentino. История их сотрудничества тоже насчитывает не один десяток лет, Зубин Мета возглавлял флорентийский оркестр с 1985-го до 2017 года. Итальянский оркестр под управлением маэстро играет в ноябре 2003 года симфонии Брамса (№ 1) и Бетховена (№ 3), а 6 апреля 2011-го – симфонию № 1 Малера и Концерт для оркестра Бартока.

29 марта 2020 года должна была состояться долгожданная встреча знаменитого маэстро с Заслуженным коллективом. Но вслед за всеми концертными площадками мира, из-за пандемии коронавируса Большой зал Петербургской филармонии закрылся с 17 марта почти на полгода, а программа с Виолончельным концертом Гайдна (Борис Андрианов) и Седьмой симфонией Брукнера так и не прозвучала. И всё же терпение публики будет вознаграждено: 30 января 2022 года первый филармонический оркестр и хоровые коллективы Петербурга исполнили под управлением Зубина Меты симфонию № 3 Малера – композитора, без музыки которого обошлись лишь первые гастроли дирижера в далеком 1962 году.

О. Р.


Концерты

  • 29 апреля 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    В программе: Вебер, Маттон, Моцарт, Пуччини, Верди, Дворжак

  • 30 апреля 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Симфония в трех частях. Кодаи. «Танцы из Галанты»

  • 3 мая 1962

    (повтор программы 30 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Симфония в трех частях. Кодаи. «Танцы из Галанты»

  • 12 июня 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета (Индия)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот». Барток. Танцевальная сюита. Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2

  • 13 июня 1964

    8-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрик и заводов Ленинграда)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета (Индия)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот». Брамс. Симфония № 1

  • 1 июня 1988

    Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
    Симфонический концерт
    Нью-Йоркский филармонический оркестр (США)
    Дирижер – Зубин Мета

    Цвилих. «Симболон». Шуберт. Симфония № 2. Стравинский. «Весна священная»

  • 2 июня 1988

    146-й концертный сезон (11175-й концерт)

    Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
    Симфонический концерт
    Дирижер – Зубин Мета

    Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». Брамс. Симфония № 2



Зубин Мета

Зубин Мета

Дирижер [12 июня 1964]

Зубин Мета

Зубин Мета

Дирижер [2 июня 1988]



Другие материалы

Илья Меерович

Илья Меерович

Дирижер 1906–1986
Маргарита Миглау

Маргарита Миглау

Сопрано 1923–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»