Персоны

Владимир Атлантов

Род. в 1939
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Атлантов

Биография

Атлантов Владимир Андреевич – оперный певец, тенор.

Владимир Атлантов родился в семье музыкантов. Его отец, бас Андрей Владимирович Атлантов, был солистом Ленинградского МАЛЕГОТа (Михайловского театра). Мама, сопрано Мария Александровна Елизарова, тоже пела на сцене Малого оперного, а потом и Кировского (Мариинского) театров. Выступали они и на сцене Большого зала филармонии, чаще всего во время блокады, которую провели в Ленинграде. Мамин брат Евгений Александрович Елизаров много лет (1909–1951) был первым гобоем Придворного, а потом Филармонического оркестра.

Семейную традицию продолжил и сын, прославив фамилию на весь мир. После окончания учебы в Хоровом училище имени Глинки (1956) Владимир Атлантов учился на подготовительном отделении консерватории, поступил в 1959 году на вокальный факультет в класс Наталии Дмитриевны Болотиной. Она готовила своего студента и к участию во II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки, который проходил в 1962 году в Москве под председательством солиста Большого театра Никандра Ханаева. Главные лауреатские звания достались тогда студентам Ленинградской консерватории: I премию завоевала Елена Образцова, II премию разделили Ирина Богачева и Владимир Атлантов. 24 января 1963 года Богачева и Атлантов получают по отделению в Малом зале имени Глинки, в этом же сезоне в праздничных майских концертах Атлантов впервые поет в Большом зале филармонии.

Сразу же после конкурса он становится стажером Театра оперы и балета имени Кирова, вскоре контракт с ним прерывают, но после завершения учебы в консерватории (1963) принимают в труппу, где певец служит до 1967 года. Впрочем, половину этого периода Атлантов проводит на стажировке в миланском Ла Скала (1963–1965), а в 1964 году, когда Большой театр приезжает на свои первые гастроли в Милан (труппа театра Ла Скала в это время выступала в Москве), для участия в концертной программе приглашают Галину Ковалеву и Владимира Атлантова.

Уже в октябре 1964-го он дебютирует на сцене Большого театра в партиях Альфреда (4.Х) и Ленского (7.Х), а с 1967 года, после победы на Третьем конкурсе имени Чайковского (1966) и Третьем конкурсе молодых оперных певцов в Софии (1967) приказом Министерства культуры Атлантова переведут из Кировского театра в Большой. Дальше будут вердиевские Альваро, Дон Карлос и Отелло, Герман, а еще Водемон и Андрей в «Мазепе», Хозе («Кармен» 1966 года Атлантов считает самой большой удачей в театре), Пинкертон, Каварадосси, Канио, Князь Владимир, Самозванец, Садко, Моцарт («Моцарт и Сальери»), Семен Котко, Дон Жуан в «Каменном госте» Даргомыжского, за которого в 1978-м певец получил Государственную премию. К этому времени он уже был народным артистом СССР (1972).

Следующее почетное звание – «каммерзенгер» – певец получит в 1987 году от правительства Австрии. Здесь, в Вене, Владимир Атлантов живет с 1988 года вместе со своей второй женой – выдающейся сопрано Большого театра Тамарой Милашкиной. Перед артистом открываются новые сцены – Венской оперы, Ла Скала, Метрополитен, Ковент-Гарден, Опера Бастиль и театра «Колон», оперных домов Рима и Венеции, Бостона, Сан-Франциско и Питтсбурга, Берлина, Мюнхена, Гамбурга и Дортмунда, где 1 марта 1996 года партией Канио в «Паяцах» Владимир Атлантов завершает свою певческую карьеру. Столь ранний – в 57 лет – уход со сцены вызывает непонимание. Спустя почти 10 лет, в интервью корреспонденту газеты «Труд», Владимир Атлантов попробовал объяснить свое решение:

«Я вырос в семье певцов. Жизнь моя проходила в театре. На моих глазах разворачивались настоящие драмы, когда люди, уже не обладая прежними своими возможностями, все равно цеплялись за место. И я давно решил – уйду в тот момент, когда меня еще хотят, когда я нарасхват. Рад, что мне хватило мужества это сделать».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Эту радость не разделяли тысячи поклонников выдающегося тенора. Впрочем, петербургскую филармоническую публику он не баловал своими концертами и прежде. В Малом зале до 1968 года будет, кроме дебютного, еще четыре концерта, причем три из них зафиксированы лишь в анонсах и афишах, так что нет уверенности, что они состоялись. Немного выступлений было и в Большом зале: с 1963-го до 1971 года участие в нескольких праздничных концертах, единственное выступление с оркестром в марте 1971 года, четыре сольных концерта (1965, 1966, 1969), в которых ему аккомпанировала первая жена Фарида Халилова.

Даты концертов неоднократно переносились – артист был занят и в театре, и на личных гастролях. Но, несмотря на редкие визиты в родной город, Владимир Андреевич признается, что «был и остался питерцем». Не случайно единственный раз нарушив обещание не петь, он вышел именно на сцену Большого зала Петербургской филармонии: 15 сентября 2002 года в программе в честь 300-летия Санкт-Петербурга «Звездные голоса России» Атлантов завершал концерт монологом Отелло, ариозо Канио и песней своего старинного друга, однокашника по Хоровому училищу Якова Дубравина с символичным названием «Где бы ни был я».

Тогда же, осенью 2002-го, Владимир Атлантов дал мастер-класс артистам Академии молодых певцов Мариинского театра и студентам консерватории. В 2012 году в консерваторском Зале имени Глазунова состоялась презентация семи дисков с записями Тамары Милашкиной и Владимира Атлантова, выпущенных издательством «Композитор. Санкт-Петербург». На презентацию из Вены приехали и виновники события – легендарные представители русской оперной сцены.

И. Р.


Концерты

  • 1 мая 1963

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Чайковский, Минкус, Прокофьев, Рахманинов, Григ, Леонкавалло, Сен-Санс, Варламов, Чехов, Твардовский, драматическая миниатюра

  • 2 мая 1963

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Глинка–Балакирев, Прокофьев, Смирнова, Чайковский, Рахманинов, Минкус, Прокофьев, Леонкавалло, Варламов, Массне, Чехов, Твардовский, Б. Шоу

  • 6 ноября 1963

    (рукописная книга, программа и исполнители указаны двумя отдельными списками)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 7 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 8 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 и 7 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 19 мая 1964

    (рукописная книга)

    Концерт мастеров искусств

    В программе: арии и романсы, балетные и чтецкие номера, сцена из спектакля

  • 5 декабря 1964

    (рукописная книга, перечислены только участники)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    Программа не указана

  • 27 сентября 1965

    Вокальный вечер
    Владимир Атлантов

    В программе: Рахманинов, Чайковский, Гендель, Брамс, Григ, Шуман, Джордано, Пуччини, Верди

  • 23 ноября 1966

    Вокальный вечер
    Владимир Атлантов (тенор)

    В программе: Чайковский, Рахманинов

  • 3 июня 1968

    анонс (перенос с 12 мая)

    Вокальный вечер
    Владимир Атлантов (тенор)

    (программа не указана)

  • 4 февраля 1969

    (анонс: действительный билеты со штампом 10 января)

    Вокальный вечер
    Владимир Атлантов (тенор)

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Р. Штраус, Джордано, Массне, Григ, Джордано, Пуччини

  • 24 марта 1971

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Фиртич. Кантата «Ленинград». Верди. Сцена смерти Отелло из оперы «Отелло». Чайковский. Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама». Банщиков. Симфония до мажор




Другие материалы

Филипп Антремон

Филипп Антремон

Фортепиано род. в 1934
Пааво Берглунд

Пааво Берглунд

Дирижер 1929–2012

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»