Персоны
Пааво Берглунд
Биография
Берглунд Пааво / Berglund Paavo Allan Engelbert – финский дирижер.
Учиться игре на скрипке Пааво Берглунд начал в раннем детстве, инструмент для него смастерил его дед. Профессиональные занятия в Хельсинкской академии имени Сибелиуса он возобновил уже после окончания Второй мировой войны, а в 1949 году поступил в группу первых скрипок Симфонического оркестра Финского радио, в котором в 1956-м получит место ассистента дирижера. В 1962–1971 годах он будет возглавлять этот коллектив. Первый дирижерский опыт Берглунд приобрел в им же созданном камерном оркестре (1949), в работе с большим симфоническим коллективом ориентировался на кумиров – Кнаппертсбуша и Фуртвенглера, чьи концерты и репетиции не пропускал в Вене, где продолжил учебу.
Пааво Берглунд и Оркестр Финского радио в концерте в Большом зале 18 июня 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Жесткий в репетиционном процессе, Пааво Берглунд добивался желаемого результата, завоевав серьезный авторитет в музыкальном мире. Его приглашали дирижировать Берлинским и Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, Дрезденской Штаатскапеллой, амстердамским оркестром оркестром Консертгебау, Лондонским и Кливлендским симфоническими оркестрами. В качестве главного дирижера он работал с Борнмутским симфоническим оркестром (1972–1979), Хельсинкским филармоническим (1975–1979), Стокгольмским Королевским (1989–1990), Датским Королевским (1993–1998) оркестрами.
Дирижер Симфонического оркестра филармонии Арвид Янсонс и Пааво Берглунд. Предположительно, в день выступления Пааво Берглунда с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии 14 или 15 марта 1966 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В разнообразном репертуаре дирижера важнейшее место занимала музыка Сибелиуса. Полный комплект из всех семи симфоний классика финской музыки, а также симфонические поэмы Сибелиуса Пааво Берглунд записал трижды: в 1970-е – с Борнмутским оркестром, в 1980-е – с Хельсинкским филармоническим, в 1990-е – с Камерным оркестром Европы – последняя запись была удостоена премии Diapason d'Or. Еще одну такую же премию дирижер получил за запись всех симфоний Карла Нильсена, сделанную с Датским Королевским оркестром. Но в гастрольную программу с этим коллективом, исполненную в Большом зале Петербургской филармонии 24 мая 1992 года, Берглунд включил не Нильсена, а Пятую симфонию Сибелиуса.
Пааво Берглунд и Оркестр ЗКР в концерте 15 декабря 1967 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Большой зал дирижер впервые приехал в июне 1963 года на два концерта с оркестром Финского радио. Музыканты исполнили Брамса (симфония № 2), Струнную серенаду Чайковского, симфонию № 1 современного финского автора Йонаса Кокконена и Сибелиуса – симфонию № 4, симфонические поэмы «Сага» и «Финляндия».
Эмиль Гилельс и Пааво Берглунд в концерте 2 октября 1978 года, Симфонический оркестр филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Сибелиус составит и часть программы гастролей Берглунда с Российским национальным оркестром в декабре 1997 года: с этим коллективом он тесно сотрудничал, а когда в начале 2000-х по решению Михаила Плетнева – основателя оркестра он короткое время управлялся дирижерской коллегией, Пааво Берглунд (наряду с Кентом Нагано, Кристианом Ганшем, Владимиром Юровским и Александром Ведерниковым) входил в ее состав.
Концерт в Большом зале 13 декабря 1997 года: Российский национальный оркестр, солист – Олли Мустонен (Финляндия). Дирижер Пааво Берглунд.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Монографические программы из сочинений Сибелиуса дирижер представил и в своих выступлениях с оркестрами Филармонии: Симфоническим – в 1966-м и Заслуженным коллективом – в 1967 году. Его последующие редкие появления за пультом филармонических коллективов обойдутся без финской музыки. Это будет европейская классика – Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Шуберт, Брамс и Восьмая симфония Шостаковича. К русской музыке Берглунд обращался крайне редко, но к Шостаковичу неизменно возвращался, в репертуаре дирижера были симфонии Шостаковича №№ 5, 6, 7, 8, 10 и 11.
Пааво Берглунд в концерте 2 мая 2003 года, Российский национальный оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Свой последний концерт (монография Брамса) в Большом зале Пааво Берглунд дал 2 мая 2003 года вновь с Российским национальным оркестром, выступление состоялось в рамках празднования 300-летия Петербурга.
И. Р.
Концерты
-
18 июня 1963
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)
Сибелиус. Симфония № 4. Брамс. Симфония № 2.
-
19 июня 1963
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)
Сибелиус. «Сага», симфоническая поэма. «Финляндия», симфоническая поэма. Кокконен. Симфония № 1. Чайковский. Серенада для струнного оркестра.
-
14 марта 1966
5-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)Сибелиус. Симфония № 4. Две серенады для скрипки с оркестром. Три легенды из финского народного эпоса «Калевала»
-
15 марта 1966
(повтор программы 14 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)Сибелиус. Симфония № 4. Две серенады для скрипки с оркестром. Три легенды из финского народного эпоса «Калевала»
-
15 декабря 1967
2-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)Сибелиус. Симфония № 1. «Туонельский лебедь». Симфония № 7
-
20 декабря 1967
(повтор программы 15 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)Сибелиус. Симфония № 1. «Туонельский лебедь». Симфония № 7
-
2 октября 1978
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)Керубини. Увертюра «Анакреон». Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром
-
3 октября 1978
Симфонический концерт
Дирижер – Пааво Берглунд (Финляндия)Керубини. Увертюра «Анакреон». Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»