Персоны

Михаил Плетнев

Род. в 1957

Биография

Плетнев Михаил Васильевич – пианист, дирижер, композитор.

Михаил Плетнев – музыкант-феномен. Его искусство взламывает рамки любой доступной классификации. Виртуоз? Ни в коем случае! Но при этом безупречен технически. Интеллектуал? Да! Но почему-то исполняемая им музыка, будь то на рояле или за дирижерским пультом, вопреки всяческой логике, трогает пронзительной лирикой. В этой лирике нет никакой душевности, чуждой замкнутому и неприветливому Плетневу, но есть изначальная истина, которая обезоруживает и поклоняющихся, и критикующих искусство музыканта.

Про Михаила Плетнева нельзя сказать, что в 1978 году после бесспорной победы на VI Международном конкурсе имени Чайковского он ворвался на сцену. Глагол «ворвался» совсем не подходит к Плетневу. Кажется, будто в музыкальном пространстве он уже существовал, а теперь лишь «проявился». В 23 года он в главном был такой, каким мы знаем его сегодня. Или почти такой.

И все же когда-то сын пианистки и баяниста Плетнев учился играть на рояле. С семи лет в Специальной музыкальной школе Казанской консерватории у Киры Александровны Шашкиной, которая поощряла и первые композиторские опыты мальчика, с 13 лет в Москве в Центральной музыкальной школе у Евгения Михайловича Тимакина, который готовит Плетнева к Международному юношескому конкурсу в Париже, откуда он привозит в 1973 году I премию. Памяти Евгения Тимакина Плетнев посвятит концерт в Большом зале филармонии 25 ноября 2004 года, исполнив два концерта Шопена в собственной оркестровой редакции со своим Российским национальным оркестром под управлением Андриса Нелсонса. Об учителе он говорит с неизменной благодарностью.

Более прохладные отношения сложились со своими наставниками у Плетнева-студента. В 1974-м он поступил в Московскую консерваторию к Якову Флиеру, после его смерти (1977) перешел в класс Льва Власенко, у которого окончил консерваторию (1979) и аспирантуру (1981). Михаил Плетнев был уже самостоятельной фигурой, и не только ему, но и обоим его профессорам приходилось непросто в процессе обучения.

Класс Флиера Плетнев представлял на Пятом Всесоюзном конкурсе пианистов, который проводился в 1977 году в Ленинграде. На III туре конкурсанты играли в Большом зале в сопровождении Заслуженного коллектива и Симфонического оркестра. С ним под управлением Эдварда Чивжеля 29 ноября 1977-го Михаил Плетнев исполнил Концерты № 1 Чайковского и Листа, а 2 декабря, уже как победитель, завершал Чайковским выступление лауреатов конкурса.

С этого времени начались регулярные выступления Михаила Плетнева в Петербургской филармонии. 5 января 1978-го он дал первый сольный концерт (всего их будет тринадцать) в Большом зале с программой из Баха, Бетховена и Шуберта, через две недели сыграл Концерт № 21 ре минор Моцарта с Заслуженным коллективом под управлением Шарля Брюка. Уже 26 февраля состоялся его клавирабенд в Малом зале, на сцену которого пианист выходил до 3 июня 1989 года – с сольными вечерами (их десять), с Квартетом имени Бородина, с программой концертов Баха (ре минор), Гайдна (ре мажор), Бетховена (№ 1) с Камерным оркестром Ленинградской филармонии под управлением Эдварда Чивжеля, с которым нередко выступает и в Большом зале.

Фанатов у Михаила Плетнева не было, эта форма обожания совсем не подходила его искусству. Но Филармония никогда не беспокоилась о кассовом сборе на его концерты, продавая зал и входные билеты. На Плетнева ходили даже те, кто поругивал и недолюбливал его. Ходили слушать 32-ю сонату Бетховена (для Deutsche Grammophon он запишет потом все сонаты), «Крейслериану» и «Симфонические этюды» Шумана, Сонату № 3 Брамса, Рахманинова, Чайковского (он весь был в репертуаре Плетнева). Невероятными были и плетневские сонаты Моцарта: их пианисты, как правило, не рисковали ставить в свои сольные программы. Плетнев исполнил в Филармонии и несколько Концертов Моцарта – № 21, № 23 и № 24, который прозвучал в Большом зале 4 февраля 1984 года с Камерным оркестром Свердловской филармонии. Предложение выступить с никому неизвестным тогда коллективом – грамотный продюсерский ход руководителя оркестра Александра Канторова. Предложение шло в пакете: 4 февраля Плетнев солирует в Большом зале, а накануне, 3 февраля, дирижирует Свердловским камерным в Малом зале, в программе – Бранденбургский концерт № 5 Баха, Траурная масонская музыка Моцарта и Симфония № 5 Шуберта.

Эпизодически дирижировать Михаил Плетнев начинает в 1980-м и все больше чувствует потребность встать за пульт симфонического оркестра. В 1990-м он создает свой коллектив – Российский национальный оркестр, первый существующий на частные пожертвования оркестр страны, собирая в нем лучших музыкантов. В таком статусе коллектив продержится почти 20 лет, а в 2009-м станет государственным. Плетнев все больше времени уделяет своему детищу, все реже выступает как пианист. Это будет большим разочарованием для его публики, но вскоре она соберется на симфонических концертах дирижера Плетнева. Он попробует себя и в опере: в 2007-м представляет в Большом театре как дирижер-постановщик «Пиковую даму» Чайковского, позже исполнит концертные версии «Алеко» и «Франчески да Римини» Рахманинова, «Майской ночи» и «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова, «Кармен» Бизе, «Волшебной флейты» Моцарта, «Золушки» Россини, «Иоланты» Чайковского. Плетнева приглашают за пульт лондонского оркестра «Филармония», филармонических оркестров Лос-Анджелеса и Токио, оркестра Консертгебау и Оркестра Итальянской Швейцарии… В России он дирижирует преимущественно своим коллективом.

В Петербургскую филармонию Михаил Плетнев впервые привозит Российский национальный оркестр 23 апреля 1995 года. В течение следующих 10 лет музыканты регулярно выступают в Большом зале в концертах Пасхального фестиваля, арендующего у Филармонии площадку. Под управлением Плетнева звучат симфонии Чайковского (№№ 3 и 5), его Первая оркестровая сюита и увертюра «1812-й год», миниатюры Лядова, «Картинки с выставки» Мусоргского, симфонии № 1 и № 2 и Симфонические танцы Рахманинова, «Жар-птица» Стравинского, Симфония № 5 и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Концертная сюита для скрипки с оркестром, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» Танеева. Дирижирует Плетнев также внешне скупо, как играет, но даже скептики признают результаты его дирижерской работы.

Свою пианистическую деятельность Плетнев в какой-то момент и вовсе приостанавливает, ссылаясь на неудовлетворенность современными «Стейнвеями». Его редкие появления за роялем становятся подарком для публики. Это два сольных вечера (30.09.1998 и 9.10.2003 года) и два выступления с японским оркестром NHK (Концерт № 1 Бетховена) под управлением Шарля Дютуа (23.04.2003) и Российским национальным (25.11.2004, уже упоминавшийся концерт-посвящение Евгению Тимакину).

В Филармонии звучит и музыка Плетнева-композитора. В детских концертах юные артисты исполняют его «Маленькие вариации на тему Рахманинова», в апреле 2004 года в Большом зале немецкая альтистка Диемут Поппен и АСО под управлением Александра Сладковского представляют петербургскую премьеру Концерта для альта с оркестром Плетнева. Репертуарными становятся его авторские транскрипции из музыки балетов: «Золушки» Прокофьева, «Анны Карениной» Щедрина и, особенно, «Щелкунчика» и «Спящей красавицы» Чайковского. 1 мая 2003 года Российский национальный оркестр включает в свою программу «Классическую симфонию» Михаила Плетнева, ее исполнением проходит под управлением автора.

Ежегодные арендные концерты Российского национального оркестра в Большом зале прекратятся в 2005-м. Следующие выступления коллектива будут уже ангажементом Петербургской филармонии. 22 декабря 2008-го состоится концерт РНО на IX Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств»: под управлением Михаила Плетнева его коллектив представляет монографию Брамса – Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (Дмитрий Берлинский и Александр Князев) и Симфонию № 1. Плетнев готовил программу и для концерта-закрытия следующего, юбилейного фестиваля «Площадь Искусств», но накануне заболел, и вместо него 25 декабря 2009 года дирижировал Семен Бычков.

После длительного перерыва Российский национальный оркестр примет участие в еще одном важном событии – цикле концертов к 100-летию Петербургской филармонии. За дирижерским пультом в тот вечер 10 октября 2020 года стоял бывший гобоист оркестра, а ныне дирижер Андрей Рубцов, а Михаил Плетнев исполнил Третий концерт Бетховена и Второй концерт Сен-Санса.

Это было последнее выступление музыканта в Большом зале и одно из последних в России. Прошедшая в марте 2023 года в Новосибирске мировая премьера Скрипичного концерта Плетнева, представленная Вадимом Репиным, прошла без автора. Еще раньше он оставляет свой оркестр, а в октябре 2022-го новым руководителем коллектива назначают Александра Рудина. Михаил Васильевич Плетнев (он с юности просил называть себя по имени-отчеству, сразу же обозначая дистанцию) уже давно прилетал в Россию из-за рубежа, а теперь окончательно перебрался туда – с 1996 года музыкант живет в Швейцарии, много времени проводит в Таиланде. Как сложится его дальнейшее взаимодействие с русской публикой, покажет время.

И. Р.


Концерты

  • 29 ноября 1977

    V Всесоюзный конкурс пианистов III тур
    Михаил Плетнев (Москва)
    Андрей Диев (Москва)

    Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром

  • 2 декабря 1977

    Заключительный концерт лауреатов и дипломантов V Всесоюзного конкурса пианистов

    Прокофьев. I часть сонаты № 6. Вальс из оперы «Война и мир». II и III части концерта для фортепиано с оркестром № 3. Рахманинов. II и III части сонаты № 2. II и III части концерта для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 5 января 1978

    Фортепианный вечер
    Михаил Плетнёв

    Бах. Партита № 6. Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Шуберт. Три экспромта. Фантазия «Скиталец»

  • 19 января 1978

    4-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Брюк (Франция)

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Даллапиккола. Опера «Узник»

  • 20 января 1978

    (повтор программы 19 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Брюк (Франция)

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Даллапиккола. Опера «Узник»

  • 31 января 1979

    Фортепианный вечер
    Михаил Плетнев

    В программе: Бетховен, Прокофьев, Паганини–Лист, Чайковский, Мендельсон

  • 1 февраля 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 8 мая 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Бородин. Увертюра к опере «Князь Игорь». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 20 октября 1980

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Тищенко. Симфония № 5

  • 21 октября 1980

    (повтор программы 20 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Тищенко. Симфония № 5

  • 8 мая 1981

    Йозеф Гайдн
    Московский камерный оркестр

    Гайдн. Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»

  • 9 мая 1981

    Бах. Моцарт. Шостакович
    Московский камерный оркестр

    Бах. Концерт для скрипки, гобоя, струнных и чембало. Шостакович. Камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Дивертисмент ре мажор

  • 13 мая 1981

    Фортепианный вечер
    Михаил Плетнев

    Брамс. Соната № 3. Шуман. «Крейслериана»

  • 28 марта 1983

    Фортепианный вечер
    Михаил Плетнев

    Моцарт. Соната № 15. Соната № 17. Соната № 18. Шуман. Симфонические этюды

  • 9 апреля 1985

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Йонас Алекса (Литовская ССР)

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра»

  • 10 апреля 1985

    4-й концерт 5-го «А» абонемента (повтор программы 9 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Йонас Алекса (Литовская ССР)

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра»

  • 2 июня 1989

    6-й концерт 13-го абонемента

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Федосеев

    Лист. Симфоническая поэма «Орфей». «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Малер. Симфония № 4




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»