Персоны

Александр Канторов

Род. в 1947

Биография

Канторов Александр Яковлевич – дирижер.

После окончания Музыкального училища имени Римского-Корсакова Александр Канторов в 1966 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс Михаила Ваймана. По камерному ансамблю занимался у Марии Карандашовой, а сложившееся в студенчестве фортепианное трио в составе пианиста Сергея Урываева, скрипача Александра Канторова и виолончелиста Юрия Семенова продолжало выступать еще несколько лет после окончания консерватории, в 1974-м приняв участие и в дневном концерте филармонического Малого зала имени Глинки.

В это время Канторов был уже артистом группы вторых скрипок Симфонического оркестра филармонии, куда поступил в 1969 году. Но мечтал он о другой профессии. Еще учась у Ваймана, Канторов приходил вольнослушателем в дирижерский класс Ильи Александровича Мусина, а в 1975-м стал его официальным студентом. В 1980 году Александр Канторов получает свой второй консерваторский диплом и оставляет работу в Симфоническом оркестре филармонии. 26 декабря 1982 года он встречается с этим коллективом в дневном абонементе «Дебюты молодых дирижеров». В Ленинград Канторов приезжает из Свердловска, где получает место второго дирижера оркестра Свердловской филармонии.

Из артистов этого оркестра, а также студентов Уральской консерватории Канторов вскоре соберет Свердловский камерный оркестр, с которым 4 февраля 1984 года выступит в ленинградском Большом зале. Вечер состоится при полном аншлаге, в немалой степени обеспеченным именем солиста: для дебюта с новым коллективом дирижер приглашает Михаила Плетнева, исполнившего в монографической программе Концерт № 24 Моцарта.

Успех вдохновляет Александра Канторова, а его несомненные организаторские способности позволяют ему принять неординарное решение. В декабре 1985 года, проведя на ленинградских гастролях Свердловского симфонического оркестра в Большом зале два дневных концерта в детском абонементе (две вечерние программы прошли под управлением главного дирижера Андрея Чистякова), он увольняется из филармонии Уральской столицы, набирает в Ленинграде камерный оркестр, который получает государственную прописку в Курганской филармонии. Здесь в штатном расписании такой коллектив был, но укомплектовать его артистами не смогли, и Канторов договаривается с дирекцией, что раз в три месяца он будет приезжать с оркестром на серию выступлений, а остальной график планировать самостоятельно. Это был не уникальный опыт в практике провинциальных филармоний, по схожему принципу работали и некоторые московские камерные коллективы. Своему оркестру дирижер, дабы не привязывать название к локации, сразу же дает имя – «Классика».

В Кургане «Классике» довелось играть на предприятиях, в клубах и даже в исправительных колониях. Но были и концерты в зале филармонии, в том числе с известными столичными артистами, заезжавшими в город по маршруту своих уральских и сибирских гастролей. Среди редких гостей оказалась и Республиканская хоровая капелла имени Юрлова, с которой оркестр «Классика» исполнил в Кургане Реквием Моцарта под управлением Александра Канторова. Художественный руководитель Капеллы Юрлова Станислав Гусев остался так доволен результатом, что пригласил Канторова и его оркестр исполнить Реквием в Москве в зале Чайковского, а в октябре 1987 года – и в Ленинградской филармонии. Так «Классика» впервые появилась в афише Большого зала, а для Александра Канторова концерт стал одновременно выпускным экзаменом по окончании ассистентуры-стажировки, которую он прошел в Ленинградской консерватории у Юрия Темирканова.

Летом 1988 года Канторов впервые выехал с «Классикой» за рубеж, сразу в США. В городках штата Мэн ежегодно проводился летний фестиваль. По этому маршруту позже отправятся многие петербургские артисты – известные и совсем юные. Среди первых был Александр Канторов. Его пригласили с оркестром дать несколько концертов и исполнить с любительской труппой «Сарри-опера» «Фиделио» Бетховена. Организаторы Фестиваля полностью финансировали пребывание артистов, но не оплачивали дорогу в США, средства на это надо было найти самостоятельно. И Канторов их нашел. Одна из крупных региональных компаний не только взяла на себя расходы по авиаперелету, но и предложила длительное сотрудничество. В ближайшие четыре года она обеспечивала зарплату оркестру, теперь уже симфоническому (его штат разросся с 22-х до 70-ти человек), арендовала репетиционный зал, финансировала гастроли – в Японию, Великобританию (с балетными труппами), Францию, США.

Итогом первой поездки в Мэн стала вполне удачная запись двух дисков: один был посвящен Генделю («Ода Святой Цецилии», фрагменты из оперы «Флавий»), другой – бетховенскому «Фиделио». Осенью 1988 года обе программы прозвучали в Ленинградской филармонии: 19 октября Гендель в Малом зале, 20 октября «Фиделио» – в переполненном Большом зале. Здесь-то и случился конфуз: «Сарри-опера», очевидно, экономя средства, привезла вместо профессиональных солистов слабых, давно закончивших свою карьеру певцов, вынужденных, не справляясь, делить между собой главные партии. Больше подобных масштабных проектов со случайными гастролерами Александр Канторов филармонии не предлагал. В Малом зале «Классика» продолжила выступать, в Большом появилась лишь спустя два года и с тех пор стала непременным участником филармонической жизни.

С 1992 года коллектив выступал уже как Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика», учредителем которого стал городской Комитет по культуре.

Эпизодически Александр Канторов выходил на сцену с оркестрами филармонии: в 1992–1994 три концерта провел с Заслуженным коллективом, в 1996-м – один с Академическим симфоническим оркестром. Но по 5–7 раз в сезон он дирижировал и в одном, и в другом залах своим оркестром «Классика», лишь изредка уступая место за пультом коллегам по цеху. В репертуаре оркестра долгое время преобладала венская классика – Гайдн и Моцарт, позднее Канторов начал выстраивать программы с сюжетными линиями. Так появились вечера серенад, оперных увертюр, оперетт, симфонических миниатюр, программы, посвященные Иоганну Штраусу и Францу Зуппе, многочисленные вечера вальсов – венских, русских, блестящих. Неудивительно, что концерты Канторова и его оркестра были востребованы публикой. Филармония приглашала музыкантов в праздничные дни, в том числе новогодние, и они всегда создавали в зале приподнятое настроение.

Филармония стала важной, но не единственной площадкой для «Классики». Более десяти лет Александр Канторов сотрудничал с Российским педагогическим университетом имени Герцена, где и сегодня преподает: «Классика» не только репетировала в Герценовском зале, но и дала более 1000 концертов для студентов и преподавателей. Связь со студенческой аудиторией уже другого петербургского вуза он поддерживает и в настоящее время: серии концертов оркестра регулярно проходят в Белом зале Политехнического университета. Заботится дирижер и о гастрольной жизни своего оркестра. В 2000-х, находясь в частной поездке в Сан-Ремо, он смог провести с мэром этого итальянского города переговоры, которые в итоге завершились грандиозным проектом – открытием в 2010 году памятника работы петербургского скульптора Владимира Горевого российской  императрице Марии Александровне, супруге Александра II, когда-то подарившей Сан-Ремо 1000 пальм, украшающих и сейчас «Бульвар Императрицы». Это был совместный русско-итальянский проект, со стороны Петербурга им занимался Комитет внешних связей и общественно-деловой «Маркетинг-клуб», почетным членом которого является Александр Канторов. На торжественной церемонии открытия играл оркестр «Классика», и до закрытия границ в 2020-м из-за пандемии коронавируса, он ежегодно приезжал сюда на летний фестиваль «Империя Чайковского». Главная фигура фестиваля была выбрана неслучайно: в Сан-Ремо зимой 1877 года Петр Ильич завершил работу над оперой «Евгений Онегин». Об этом и других событиях биографии композитора, о тесных связях русской и итальянской культур Александр Канторов рассказывал, комментируя концерты, и даже устраивал для публики легкие викторины. Впервые в таком качестве он выходил на сцену Большого зала Петербургской филармонии 12 марта 2003 года в программе «Неизвестный Чайковский» и с тех пор не раз брал в руки микрофон во время концертов.

Комментировал Канторов и программы фестиваля в Выборге, который проводил в 2017–2021. Но, пожалуй, главным проектом дирижера стал летний фестиваль «Петербургские сезоны» в Сочи, куда он приезжает с «Классикой» с 2002 года.

На сцене Большого зала Петербургской филармонии Александр Канторов праздновал юбилеи оркестра «Классика» и круглые даты собственной биографии. Здесь 7 апреля 2022 года публика приветствовала дирижера, отметившего за пультом оркестра свой 75-й день рождения.

И. Р.


Концерты

  • 26 декабря 1982

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Канторов (Свердловск)

    В программе: Мендельсон, Вебер, Чайковский, Россини, Мейербер, Лист

  • 16 ноября 1984

    1-й концерт 16-го абонемента

    Симфонический концерт
    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Александр Канторов

    Гендель. Увертюры к операм «Фарамондо», «Пастор Фидо», «Гименей», «Аталанта», «Орландо». Арии из опер «Ринальдо», «Радамисто», «Роделинда», «Адмет», «Тамерлан». Concerto grosso, соч. 6 № 5

  • 20 октября 1988

    1-й концерт 19-го абонемента

    Бетховен. Опера «Фиделио»
    Дирижер – Александр Канторов

    Бетховен. Опера «Фиделио» в двух актах (в концертном исполнении)




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»