Персоны

Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика»

Основан в 1992

Биография

Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика»

Официальной датой основания Санкт-Петербургского симфонического оркестра «Классика» считается 1 января 1992 года. Именно тогда коллектив получил статус государственного. 25-летний юбилей оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Александра Канторова отметил 7 апреля 2017-го на сцене Большого зала Петербургской филармонии. Но еще 16 февраля 2011 года музыканты сыграли здесь концерт «25 лет с “Классикой”».

Несовпадение дат вносит некоторую путаницу в историю оркестра, но одновременно уточняет ее.

В 1986 году Александр Канторов, выпускник Ленинградской консерватории по классам скрипки (1971) и оперно-симфонического дирижирования (1980), уже имевший опыт работы в Свердловской филармонии в качестве второго дирижера симфонического и руководителя камерного оркестров, вернулся в Ленинград и собрал коллектив из 22 струнников. Формальную прописку он получил в Курганской филармонии: в ее штатном расписании камерный оркестр до этого существовал лишь на бумаге, и дирекция была заинтересована в комплектации коллектива. Так появляется камерный оркестр «Классика», который в 2011-м и отмечает в Большом зале Петербургской филармонии свой четвертьвековой юбилей.

Обязательства перед Курганом «Классика» выполняет – раз в три месяца приезжает на серию концертов на предприятиях, в клубах, даже в исправительных колониях – мужской и женской, выступает и в зале самой филармонии, где проездом оказываются гастролеры из Москвы. Здесь состоится встреча оркестра с Республиканской капеллой имени Юрлова: вместе они исполняют Реквием Моцарта. Результат сотрудничества оказался столь удачным, что руководитель Капеллы Станислав Гусев зовет «Классику» на Реквием в Москву, а затем в Ленинград, и в октябре 1987 года название оркестра впервые публикуется в филармонической афише Большого зала, сохраняясь в ней до сегодняшнего дня.

В 1988 году «Классика» расстается с Курганской филармонией: Александр Канторов находит в Ленинграде крупную компанию, которая соглашается не только взять на себя расходы по заработной плате артистов, но и на расширение штата до 70 человек, оплату аренды репетиционной базы и затрат на гастрольные поездки. Первой в маршруте страной будет США, затем Япония, страны Европы, продолжатся и концерты в филармонии, на других домашних площадках. Этот период стал творчески успешным, но не гарантирующим оркестру уверенности в завтрашнем дне. Ее обеспечит государственный статус. Оркестр получает его 1 января 1992 года от учредителя – городского Комитета по культуре. Так в 2017 году в филармонической афише появляется еще один концерт к 25-летию коллектива, теперь уже Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика».

На сценах Большого и Малого залов Петербургской филармонии оркестр выступал с разными дирижерами. Под управлением Юозаса Домаркаса исполнял ораторию Генделя «Самсон», Оганеса Чекиджяна – Реквием Форе и Мессу ля мажор Баха, Валентина Нестерова – Мессу ми-бемоль Шуберта, Вадима Афанасьева – кантату «Александр Невский» Прокофьева, Эдуарда Кротмана – «Кармину Бурану» Орфа. Концертные исполнения опер «Директор театра» Моцарта, «Сельская честь» Масканьи, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Искатели жемчуга» Бизе представил дирижер Леонид Корчмар. Но чаще всего за пультом «Классики» стоял ее основатель и главный дирижер Александр Канторов.

В его программах тоже были концертные версии опер – «Ксеркс» Генделя, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Елка» Ребикова, были реквиемы Моцарта и Верди, ‘’Stabat Mater’’ и «Неоконченная симфония» Шуберта, избранные симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Четвертая Мендельсона и Вторая Рахманинова, «Прелюды» Листа, сочинения композиторов ХХ столетия – Бартока, Шостаковича, Шнитке, петербуржцев Андрея Петрова и Владислава Успенского, Григория Корчмара и Александра Радвиловича… И всё же репертуарная ниша, которую занял оркестр, определяется тематическими программами, куда входит и знакомая аудитории классика, и разнообразные вечера популярной музыки – симфонических миниатюр, оперных увертюр, музыки оперетт, концерты, посвященные Иоганну Штраусу, многочисленные программы вальсов – симфонических, балетных, оперных, и конечно же просто венских.

У «Классики» есть своя преданная публика. Ее Александр Канторов и оркестр выращивают, в том числе в студенческой среде: с 1992 года более 15 лет они проводили концерты для студентов Педагогического университета имени Герцена, а сейчас одной из главных площадок «Классики» является Белый зал Политехнического университета. Своя аудитория есть у оркестра и за пределами Петербурга: в 2011–2020 Канторов проводил с «Классикой» ежегодный фестиваль «Империя Чайковского» в итальянском Сан-Ремо, тогда же устраивал «Фестиваль русского искусства» во Франции, в 2017–2021 делал фестиваль в Выборге, а еще с 2002 года каждое лето выезжает на «Петербургские сезоны» в Сочи, где оркестр знают и ждут.

Всегда рада «Классике» и петербургская филармоническая публика. К 2022 году оркестр дал в Большом и Малом залах более четырехсот концертов. И эта цифра непрерывно растет.

И. Р.


Концерты

  • 20 октября 1988

    1-й концерт 19-го абонемента

    Бетховен. Опера «Фиделио»
    Дирижер – Александр Канторов

    Бетховен. Опера «Фиделио» в двух актах (в концертном исполнении)




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»