Персоны
Артуро Бенедетти Микеланджели
Биография
Микеланджели Артуро Бенедетти / Arturo Benedetti Michelangeli – итальянский пианист.
В жизни Артуро Бенедетти Микеланджели, на радость биографам, было множество ярких сюжетных поворотов. Здесь и неожиданный уход в монастырь, где Артуро в юности прожил целый год, играя на органе и готовясь к так и не состоявшемуся постригу. Тут и провальное седьмое место на конкурсе в Брюсселе в 1938 году, и триумфальная победа на Женевском конкурсе всего через год, в 1939-м. Здесь и служба военным пилотом, и невероятная история бегства из плена во время Второй мировой войны, как гласит легенда – на угнанном самолете! Тут и удивительное сочетание почти монашеской скромности в быту – его любимой одеждой был простой черный свитер, а главное место в аскетично обставленном доме занимал рояль, за которым пианист проводил по 8 часов ежедневно, и при этом страсть к рискованным и дорогим видам спорта – альпинизму и автомобильным гонкам. Здесь, наконец, и мрачная история финансового краха: на пике славы Микеланджели разоряется вследствие неудачного контракта со звукозаписывающей фирмой. Пианист не только теряет всё свое имущество – дом, рояли, гоночные авто, но и обязан отдавать в счет долгов гонорары от будущих концертов на родине. Последние годы жизни он проведет в Швейцарии, в еще большем уединении, изредка выезжая с гастролями в европейские страны, но ни разу больше не посетив Италии.
Обо всем этом охотно писала пресса при жизни музыканта. Репортеры смаковали подробности очередной отмены выступлений пианиста – он был капризен в выборе зала, инструмента, настройщика, мог перенести концерт и просто так, не почувствовав в себе сил для общения с публикой. Даже в некрологе, опубликованном в американской газете, автор не преминул вспомнить о скандальном туре по США в 1948 году, который пианист резко прервал, решив, что «дух коммерции, царящий в стране, не совместим с его творчеством». Но настоящие музыкальные критики писали о другом. О редком таланте Артуро Микеланджели, об идеальном сочетании субъективного, чувственного и интеллектуального, «выстроенного» в его исполнительской манере, о стремлении дойти до совершенства во всем. Отсюда и относительно небольшой репертуар музыканта, который Микеланджели оттачивал годами, приходя к новым интерпретациям много раз игранных сочинений. Отсюда и «капризы» при выборе зала и рояля – исключительно требовательный к себе, он и от окружающего мира хотел такой же отдачи.
«Бенедетти-Микеланджели не только идеально слушает и слышит себя, – у вас впечатление, что он мыслит музыку во время игры, вы присутствуете при акте музыкального мышления, и потому, мне кажется, его музыка так неотразимо действует на слушателя», – писал Генрих Нейгауз после советских гастролей итальянского пианиста в 1964 году.
В этот же приезд состоялись и несколько концертов Артуро Микеланджели в Большом зале Ленинградской филармонии. В двух сольных программах пианиста звучат Скарлатти, Бетховен, Шопен и Дебюсси. Пятый концерт Бетховена он играет во время своего единственного выступления с Заслуженным коллективом, дирижирует Арвид Янсонс. Советские концерты принесли итальянскому пианисту множество восторженных отзывов, музыкант обрел немало верных поклонников и среди ленинградской публики. Однако следить за его творчеством слушателям оставалось только по записям – больше в Ленинграде Артуро Бенедетти Микеланджели не появлялся.
О. Р.
Концерты
-
31 мая 1964
Фортепианный вечер
Артуро Бенедетти Микеланджели (Италия)Бах–Бузони. Чакона. Бетховен. Соната № 3. Дебюсси. «Образы». «Остров радости»
-
2 июня 1964
Фортепианный вечер
Артуро Бенедетти Микеланджели (Италия)Скарлатти. Пять сонат. Бетховен. Соната № 32. Шопен. Три мазурки. Фантазия. Колыбельная. Скерцо № 2
-
4 июня 1964
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсДворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5