Персоны
Фернандо Превитали
Биография
Превитали Фернандо / Fernando Previtali – итальянский дирижер и композитор.
Туринскую консерваторию имени Джузеппе Верди Фернандо Превитали окончил по классам органа, композиции и виолончели. Как виолончелист начал работать в оркестре Туринской оперы, которой в 1925–1927 руководил авторитетный итальянский дирижер и композитор Витторио Гуи. В 1928 году Гуи приглашают занять пост музыкального руководителя Оперного театра Флоренции, где Превитале становится его ассистентом, а вскоре и зятем.
В 1933 году Витторио Гуи проводит в театре первый фестиваль «Флорентийский музыкальный май» (Maggio Musicale Fiorentino), известный сегодня во всем мире. С самого основания фестиваля и одноименного оркестра до 1936 года правой рукой Гуи остается Фернандо Превитали, и работа рядом с блистательным маэстро становится для него главной дирижерской школой.
В 1936-м Превитали получает первый самостоятельный пост – главного дирижера Симфонического оркестра Римского радио (RAI), который будет возглавлять до 1953 года. С оркестром он делает множество симфонических и оперных записей. Опера, особенно Верди, – важнейшая страница биографии музыканта. С выдающимися солистами Превитале записал оперы «Травиата», «Риголетто», «Набукко», «Ломбардцы», «Сила судьбы», «Трубадур» (с Марио дель Монако), «Луизу Миллер» (с Катей Ричарелли и Хосе Каррерасом), а также некоторые оперы Доницетти, Беллини, Пуччини и современников – «Женщина-змея» (‘’La donna serpente’’) Альфредо Казеллы, «Король Хасан» (‘’Re Hassan’’) Джорджо Гедини, «Ночной полет» (‘’Volo di notte’’) Луиджи Даллапикколы.
В 1953 году Фернандо Превитали становится главным дирижером оркестра Академии Санта-Чечилия. Формально он занимает этот пост в течение семи лет, но как приглашенный дирижер постоянно сотрудничает с оркестром до 1973 года. Одновременно в этот период Превитали возглавляет в Буэнос-Айресе Театр «Колон», а с 1972-го – Неаполитанскую оперу.
С оркестром Академии Санта-Чечилия дирижер проводит несколько гастрольных туров в США и Европе, а в мае 1967 года дает три концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. В программах итальянских музыкантов основное место заняла музыка соотечественников – от Спонтини и Верди до Бузони и Мартуччи.
Концерт 17 февраля 1968 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Большой зал Фернандо Превитали вернется в феврале 1968 года для выступлений с Заслуженным коллективом, в которых, напротив, единственным итальянским автором в программе станет Россини, а наряду с ним прозвучат Бетховен, Вагнер и Франк.
И. Р.
Концерты
-
21 мая 1967
Симфонический концерт
Дирижер – Фернандо Превитали (Италия)В программе: Спонтини, Мендельсон, Бузони, Равель, Верди
-
22 мая 1967
Симфонический концерт
Дирижер – Фернандо Превитали (Италия)В программе: Россини, Бетховен, Пиццетти, Дебюсси, Стравинский
-
24 мая 1967
Симфонический концерт
Дирижер – Фернандо Превитали (Италия)Россини. Увертюра к опере «Счастливый обман». Брамс. Симфония № 1. Казелла. Сюита «Чаша». Мартуччи. Ноктюрн. Верди. Увертюра к опере «Сила судьбы»
-
17 февраля 1968
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Фернандо Превитали (Италия)Россини. Увертюра к опере «Золушка». Франк. «Психея и Эрос» из симфонической поэмы «Психея». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
18 февраля 1968
(повтор программы 17 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Фернандо Превитали (Италия)Россини. Увертюра к опере «Золушка». Франк. «Психея и Эрос» из симфонической поэмы «Психея». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»