Персоны
Григорий Александров
Биография
Александров Григорий Васильевич – режиссер, актер.
Будущий создатель советских кинохитов в театральный мир попал рано, и не с парадного, а с черного хода. С девяти лет сын уральского горнорабочего отправился зарабатывать деньги на помощь семье в Екатеринбургский оперный театр – сначала рассыльным, затем ассистентом бутафора и осветителя. Случившаяся тем временем революция откроет новые возможности, которыми молодой Григорий Мормоненко (такова была его настоящая фамилия) воспользуется сразу же. В 1920 году Александров – уже выпускник курсов режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе, в 1921-м – артист Первого театра Пролеткульта. Режиссером труппы был Сергей Эйзенштейн, который заметит талантливого и амбициозного молодого человека, пригласит его, как актера и соавтора сценария, в свои первые фильмы – «Стачка» и «Броненосец ‘’Потемкин’’».
Несколько лет Эйзенштейн и Александров проведут в Голливуде: в 1929–1932 они перенимают опыт американских коллег в области звукового кино, пропагандируют молодое советское искусство. Здесь Александров обзаведется знакомствами, которые, как бы удивительно это не звучало в советские времена, будет поддерживать всю жизнь. Он общается с Чарли Чаплиным, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих… В дальнейшем пути Эйзенштейна и Александрова разойдутся, а знания, полученные на «фабрике грёз», они претворят в своих работах по-разному.
Переломной в жизни Григория Васильевича окажется ночь с 13 на 14 июля 1934 года. Именно тогда в Кремле прошел закрытый показ его фильма «Веселые ребята». Первую советскую музыкальную комедию заказали Александрову, учитывая его голливудский опыт, а когда фильм был почти готов, комиссия обругала работу за «безыдейность». Но были у картины и сторонники, которые рискнули показать еще не до конца готовый фильм Сталину. Александрова в зале, конечно, не было, но ему передали, что «вождь смеялся» и выразил желание, чтобы в прокат выходило больше таких фильмов. И вскоре эти фильмы появятся: «Волга-Волга», «Цирк», «Весна» – яркие, талантливые, смешные, транслирующие миф о том, что в Стране Советов «жить стало лучше, жить стало веселее». Все эти фильмы снимет Григорий Александров. Во всех будет играть Любовь Орлова.
Они познакомились, когда режиссер искал актрису на роль Анюты в «Веселых ребятах». Оба состояли в браках, но во время первых съемок поняли, что теперь будут вместе. Александров «слепит» из неизвестной актрисы Музыкального театра Немировича-Данченко настоящую звезду советского кинематографа и предоставит ей жизнь совсем «не советского» уровня – с роскошными нарядами, зарубежными поездками, огромным домом под Москвой.
С песнями Исаака Дунаевского из фильмов мужа Любовь Орлова часто выступала на концертных сценах. Несколько раз появлялась она в 1930-е годы и в Большом зале Ленинградской филармонии – в праздничных вечерах, в авторских концертах Дунаевского, а однажды даже с сольной программой, куда также включила романсы Мусоргского, Чайковского и Рахманинова! Александров в подобных мероприятиях в те годы не участвовал, принимая успех своих картин уже как прославленный мэтр.
На сцену Большого зала он выйдет лишь раз, уже в другие времена. После смерти Сталина карьера режиссера пошла на спад. Оптимистичные музыкальные комедии, ненавязчиво прославляющие советский строй, сменят работы режиссеров-шестидесятников. Новые фильмы Александрова («Русский сувенир», «Скворец и Лира») обернутся откровенными неудачами. Григорий Васильевич преподавал во ВГИКе, представительствовал на разных заседаниях и съездах, всё больше времени проводил в своем загородном доме, писал мемуары. У музыки Дунаевского к комедиям Александрова 1930–1940-х годов судьба сложится куда благоприятнее, и переживет она не одну смену эпох. В вечере памяти композитора с воспоминаниями о нем в мае 1968 года Григорий Александров и выступил вместе с Любовью Орловой в Ленинградской филармонии.
О. Р.
Концерты
-
19 мая 1968
Вечер, посвященный памяти композитора Исаака Дунаевского
Дирижер – Израиль ГусманВ программе: Дунаевский, устные выступления