Персоны

Тамара Синявская

Род. в 1943
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Тамара Синявская

Биография

Синявская Тамара Ильинична – певица, меццо-сопрано.

По воспоминаниям Тамары Синявской, пела она всегда. Могла, задумавшись, вдруг запеть вслух арию, пропеваемую мысленно в метро, могла зайти в подъезд старого московского дома, чтобы попробовать силу голоса в пространстве широкого лестничного пролета. Пение для нее было органичным способом существования. Но в Ансамбль песни и пляски Московского Дворца пионеров Синявская сначала пошла в танцевальную группу и лишь позже начала заниматься вокалом. Руководитель ансамбля Владимир Сергеевич Локтев заметил вокальные способности девочки, порекомендовав ей поступать в Музыкальное училище при консерватории. В 1963 году Синявская получит диплом и неожиданный совет попробоваться в Большой театр, который как раз объявил конкурс. Решиться принять в нем участие помогла Синявской отчаянная юность. Пройдя все туры, в 1964 году она, не имея высшего образования, становится артисткой труппы – редчайший случай в истории Большого! Начинает с маленьких ролей, после дебюта в партии Пажа в «Риголетто» их будет немало. В 1972-м Синявская поет Ольгу в «Евгении Онегине»: Ленский – Виргилиюс Норейка, потом – Сергей Лемешев.

К этому времени имя молодой певицы уже известно не только в стране: в 1968-м она становится победителем вокального конкурса на Молодежном фестивале молодежи и студентов в Софии, в 1969-м – обладательницей Гран-при XII Международного конкурса вокалистов в бельгийском Вервье, в 1970-м, одновременно с дипломом Института Гнесиных, получает на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве I премию, которую делит с Еленой Образцовой. Так начинается блистательное шествие Синявской по миру. Она поет на оперных сценах Европы, США, Австралии, появляется и в миланском Ла Скала, где стажировалась в 1973–1974, гастролирует с концертными программами, в Большом театре исполняет Азучену, Ульрику, Кармен, в русских операх – Лауру, Марфу, Соню и Элен Безухову в «Войне и мире», Любашу в «Царской невесте».

Фото: Г. Ф. Соловьев. Большой Театр СССР.
Экземпляр хранится в библиотеке Филармонии.

В партии Любаши Тамара Синявская в последний раз выходит на сцену Большого театра в 2002 году. С 2005 года Тамара Ильинична преподает, а с 2008-го возглавляет кафедру вокального мастерства в ГИТИСе (РАТИ). Решение оставить сценическую карьеру на пике славы принималось без шумных заявлений. Синявская вообще была не очень похожа на обычных оперных див. Причиной тому могли послужить разные факторы: нежданное (в 21 год!) появление в труппе Большого театра, постепенное вхождение в репертуар, счастливый семейный союз с Муслимом Магомаевым (слава эстрадных артистов даже тогда измерялась по совсем другой шкале), да и просто особенности характера. Синявская всегда оставалась – и остается – интеллигентной и открытой в общении.

Искусство Синявской было отмечено множеством наград и званий – советских, азербайджанских, российских. Есть среди них и премия Фонда Ирины Архиповой (2004), поддерживавшей начинающую певицу с первых ее шагов в Большом театре. Архипова, член жюри конкурса в Вервье, и представила Тамару Синявскую на ее дебютном выступлении в Большом зале Ленинградской филармонии 14 июня 1969 года. Программу Синявская делила с другим лауреатом – Владиславом Пьявко, а уже в ноябре того же года дала сольный концерт. Их на ленинградской филармонической сцене будет не так много, всего одиннадцать: пять – в Большом зале и шесть – в Малом зале имени Глинки. В Большой зал певица приезжает и на три программы с камерным оркестром Владимира Спивакова«Виртуозы Москвы». Под управлением Спивакова она единственный раз поет с Заслуженным коллективом, солируя в Коронационной мессе Моцарта. Эти концерты 9 и 10 февраля 1991 года станут последними выступлениями Тамары Синявской в Большом зале.

Ее последний концерт в Петербургской филармонии пройдет на сцене Малого зала 16 апреля 1995 года: под аккомпанемент Лии Могилевской певица исполнит оперные арии, а также романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова.

И. Р.


Концерты

  • 14 июня 1969

    Вокальный вечер
    Тамара Синявская (меццо-сопрано) и Владислав Пьявко (тенор)

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Масканьи, Гендель, Мусоргский, Рахманинов, Доницетти, Глинка, Бизе, Щедрин, Верди, Пуччини, Зандонини

  • 3 ноября 1969

    Вокальный вечер
    Тамара Синявская (меццо-сопрано)

    В программе: Гендель, Шуман, Шуберт, Вольф, Григ, Бизе, Сен-Санс, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский

  • 7 ноября 1970

    (анонс)

    Праздничный концерт
    Государственный академический Русский народный оркестр имени Н. Осипова

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1970 (вечером)

    (анонс)

    Праздничный концерт
    Государственный академический Русский народный оркестр имени Н. Осипова

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1970 (днем)

    (анонс)

    Праздничный концерт
    Государственный академический Русский народный оркестр имени Н. Осипова

    (программа не указана)

  • 23 января 1974

    Вокальный вечер
    Тамара Синявская

    В программе: Гендель, Шуман, Бах–Гуно, Верди, Шуберт, Бизе, Глинка, Рахманинов, Шостакович, Щедрин

  • 24 июня 1981

    По рукописной книге регистрации концертов

    Вокальный вечер
    Тамара Синявская

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Щедрин, Прокофьев, Верстовский, Бизе




Другие материалы

Павел Егоров

Павел Егоров

Фортепиано 1948–2017
Владимир Кожухарь

Владимир Кожухарь

Дирижер 1941–2022

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»