Персоны

Екатерина Новицкая

Род. в 1952
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Екатерина Новицкая

Биография

Новицкая Екатерина Георгиевна / Херви-Новицкая – пианистка.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Имя 16-летней москвички Кати Новицкой стало известно всему музыкальному миру в 1968 году, когда она стала триумфальным победителем одного из самых престижных международных состязаний – Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. Сенсационным было и то, что ради нее снизили возрастной ценз участников – с 17 до 16 лет.

Это было не первое исключение такого рода. В 15 лет одаренная ученица Евгения Тимакина в Центральной музыкальной школе становится студенткой Льва Оборина в Московской консерватории, которую оканчивает в 1972-м известной концертанткой. От класса Оборина, она, впрочем, выступает в Малом зале Ленинградской филармонии уже 4 декабря 1966 года в программе к 100-летию Московской консерватории.

Сразу после брюссельского конкурса, в сентябре 1968-го, Катя Новицкая (именно так указано в афише) дает первый сольный концерт в Большом зале, а в ноябре дебютирует с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса Первым концертом Чайковского.

С филармоническими оркестрами Новицкая выступит еще несколько раз, исполнив Концерты Моцарта (№ 20) и Равеля (соль мажор) под управлением Юрия Темирканова, Хироюки Иваки, Кирилла Кондрашина. Но чаще всего играет в Ленинграде клавирабенды – с программами из Баха, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Брамса, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева. С 1968-го до октября 1977 года тринадцать сольных концертов пианистки пройдут и в Малом зале имени Глинки.

В 1978 году имя Екатерины Новицкой, прежде не сходившее со страниц советской прессы, исчезает из общественного пространства. Она покидает страну, выйдя замуж за бельгийца Франсуа-Эммануэля Херви. Их знакомство состоялось в Брюсселе в 1968-м, когда Херви случайно оказался на концерте лауреатов Конкурса королевы Елизаветы и сразу же влюбился в юную Новицкую. Эпизодические 10-летние свидания (он приезжал к ней в города, где она оказывалась во время зарубежных гастролей) завершились счастливым браком и рождением пятерых детей.

Концертная деятельность Екатерины Новицкой-Херви стала существенно менее интенсивной, но не прекратилась. Весной 1985 года состоялся ее нью-йоркский дебют в Town hall. Исполнение масштабной программы (Соната и фантазия до минор Моцарта, последняя Соната Шуберта си-бемоль мажор и четыре баллады Шопена) разочаровала рецензента «Нью-Йорк таймс», написавшего, что пианистка, известная своими прежними успехами, «не произвела сильного впечатления».

В Россию после длительного перерыва Екатерина Новицкая приедет лишь в октябре 1995 года и даст концерты в Москве, Нижнем Новгороде и Петербурге. Поездке способствовал Мстислав Ростропович, и организована она была, видимо, спешно: в уже плотно сверстанном графике афиши Большого зала Петербургской филармонии нашлось время лишь днем 14 октября.  В программе бельгийской пианистки Екатерины Херви-Новицкой прозвучали «Детские сцены» Шумана, Сонаты Моцарта (ми-бемоль мажор, KV 282) и Шуберта (си-бемоль мажор, D. 960).

И. Р.


Концерты

  • 15 сентября 1968

    Открытие сезона
    Фортепианный вечер
    Катя Новицкая

    Гайдн. Соната до минор. Шопен. Фантазия фа минор. Дебюсси. Сюита «Для фортепиано». Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

  • 3 ноября 1968

    1-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 3 октября 1969

    Фортепианный вечер
    Екатерина Новицкая

    В программе: Шуман, Равель, Скрябин

  • 25 января 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Прокофьев. Фрагменты из музыки к балету «Ромео и Джульетта»

  • 4 ноября 1973

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Хироюки Иваки (Япония)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром №1. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 5 ноября 1973

    (повтор программы 4 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Хироюки Иваки (Япония)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 15 января 1974

    Фортепианный вечер
    Екатерина Новицкая

    В программе: Бах, Шуман, Скрябин, Шопен

  • 12 января 1975

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Малер. Симфония № 7

  • 15 января 1975

    (повтор программы 12 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Малер. Симфония № 7

  • 11 ноября 1975

    Фортепианный вечер
    Екатерина Новицкая

    Бетховен. Рондо соль мажор. Соната № 32. Прокофьев. Соната № 5. «Мимолетности». Рахманинов. Прелюдия. Брамс. Интермеццо. Шуберт. Экспромт

  • 27 октября 1976

    Фортепианный вечер
    Екатерина Новицкая

    Бетховен. 32 вариации. Шуберт. Четыре экспромта. Шуман. Большая соната № 1




Другие материалы

Евгений Матвеев

Флейта 1928–2012
Владислав Пьявко

Владислав Пьявко

Тенор 1941–2020

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»