Персоны

Альма Муди

1898–1943
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Альма Муди

Биография

Муди Альма / Alma Moodie [в филармонических программках Альма Мооди] – немецкая скрипачка австралийского происхождения.

Альма Муди была одной из самых ярких фигур в музыкальном мире Германии в 1920-е годы XX века. Музыкой она занималась с 4-х лет, в 7 лет дала первый публичный концерт, а через два года, получив стипендию, уехала из Австралии учиться в Брюссельской консерватории. Макс Регер, услышав 15-летнюю скрипачку, назвал ее «одним из чудес, сотворенных Богом», он выступал с ней как дирижер и аккомпаниатор и посвятил ей Прелюдию и фугу для скрипки соло, ор. 131а. Позднее швейцарский бизнесмен и филантроп Вернер Райнхардт передал ей скрипку Гварнери, на которой раньше играл Фриц Крейслер. На вилле Райнхардта в Винтертуре Альма Муди познакомилась с выдающимися писателями, художниками, музыкантами, среди них были Рильке, Кшенек, Хиндемит, Стравинский. Она выступала с оркестрами под управлением Фуртвенглера, Кнаппертсбуша, Мука, Никиша, Шерхена, гастролировала по Европе, играла в ансамбле с Эдуардом Эрдманом.

После несчастливого замужества в 1927 году Альма Муди преподавала в Высшей школе музыки во Франкфурте и почти не выступала. Жизнь ее закончится трагически. Но в памяти современников она останется как блестящий музыкант. По свидетельству тех, кто знал и слышал Альму Муди (она не записывалась на пластинки), скрипачка прекрасно играла Баха, была одним из лучших интерпретаторов Концерта Брамса, тонко чувствовала новую музыку, став первым исполнителем скрипичных концертов Кшенека, Пфицнера, Шиллингса, сочинений Регера, Эрдмана. Был в ее репертуаре и Концерт Глазунова, его Муди исполняла под управлением Фуртвенглера в Вене в 1921 году.

Программы трех концертов скрипачки в Большом зале в октябре 1926 года отражают круг ее пристрастий. С Филармоническим оркестром под управлением Фрица Штидри Альма Муди играла Ми-мажорный концерт Баха, Концерт Брамса и посвященный ей Концерт Кшенека, впервые звучавший в СССР. В сольной программе, исполненной с Михаилом Дуловым, сочеталась классика – Виотти, Бах, Паганини, Сарасате – и современная музыка: Шимановский, де Фалья и сделанная специально для Альмы аранжировка фрагментов из «Пульчинеллы» Стравинского, названная композитором «Сюитой из тем, фрагментов и пьес Перголези». Премьеру сюиты Муди сыграла со Стравинским 25 ноября 1925 года во Франкфурте.

После заключительного концерта в Большом зале 31 октября 1926 года Альма Муди оставила автограф в «Золотой книге», хранившейся в закулисной артистической – Красной гостиной: тогда это был так называемый «Красный уголок». Публикуется впервые:

«Для Уголка. Пусть сохранятся дружеские воспоминания о наших прекрасных концертах и о скрипачке. Альма Муди. 1926».


Концерты

  • 17 октября 1926

    Violinabend
    Альма Муди

    Виотти. Концерт для скрипки с оркестром. Бах. Соната для скрипки соло № 1. Шимановский. «Дриады и пан». «Фонтан Аретузы». Паганини. Каприс для скрипки соло № 20. Сарасате. Тарантелла. Стравинский. Сюита на темы Перголези

  • 20 октября 1926

    1-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Фриц Штидри
    Солистка – Альма Муди

    Бах. Бранденбургский концерт № 6. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Кшенек. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Хиндемит. Концерт для оркестра

  • 27 октября 1926

    2-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Фриц Штидри
    Солистка – Альма Муди

    Моцарт. Симфония № 40. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра»

  • 31 октября 1926

    Violinabend
    Альма Муди

    Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 8. Бах. Прелюдия и гавот из партиты для скрипки соло № 3. Моцарт. Рондо. Фалья. Сюита на темы испанских народных песен. Вьетан. Концерт для скрипки с оркестром № 5 «Le Gretry»



«‎Жизнь искусства»‎ № 43

О концерте 17 октября 1926 в БЗФ Октябрь 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 20 октября 1926 в БЗФ 22 октября 1926


Альма Муди

Альма Муди

Скрипка 31 октября 1926



Другие материалы

Эдуард Эрдман

Эдуард Эрдман

Фортепиано 1896–1958
«Амар–Хиндемит квартет»

«Амар–Хиндемит квартет»

Камерный ансамбль 1921–1933

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»