Персоны

Московский государственный академический симфонический оркестр

Осн. в 1943

Биография

Московский государственный академический симфонический оркестр – коллектив, основанный в 1943 году.

Московский государственный симфонический оркестр был создан в военном 1943 году при областной филармонии. Первым главным дирижером нового коллектива назначили Льва Штейнберга. У выпускника Петербургской консерватории был серьезный опыт организации новых музыкальных институтов, и, несмотря на солидный возраст – Штейнбергу было 73 года, – он с энтузиазмом занялся формированием оркестра. В 1945 году Штейнберга не станет. Но и следующие за ним дирижеры недолго задерживаются на посту руководителя оркестра. За 15 лет их будет пятеро. Это Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960).

Выступают с оркестром и другие дирижеры. В конце 1940-х за его пультом впервые появится Вероника Дударова. В 1960 году ее назначают художественным руководителем и главным дирижером оркестра, с которым она работает почти 30 лет. Именно Дударовой будет суждено принести коллективу, сменившему областную прописку на столичную, признание, завоевать любовь отечественной и зарубежной публики, под ее руководством оркестр успешно гастролирует по стране, дает концерты в Италии, Испании, Нидерландах, Швеции, Турции, Аргентине.

В октябре 1973 года Московский симфонический оркестр с Вероникой Дударовой приезжает на свои первые гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии. До 1981 года состоятся шесть таких визитов. Музыканты каждый раз дают серию из трех концертов, а в их программах звучат симфонии Чайковского (№№ 5, 6 и «Манфред»), Скрябина (№ 3), Рахманинова (№№ 2, 3, Симфонические танцы), Шостаковича (№№ 5, 6, 10), Реквием Верди, симфонические поэмы Рихарда Штрауса («Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Жизнь героя»), увертюры и антракты из опер Вагнера, «Дафнис и Хлоя», Вальс и Болеро Равеля, «Жар-птица» Стравинского

В 1989 году Вероника Дударова оставляет пост главного дирижера. Ее преемником становится Павел Коган. Амбициозный музыкант, еще недавно совмещавший деятельность концертирующего скрипача с набирающей силу карьерой дирижера, существенно расширяет репертуар оркестра. Коган тяготеет к масштабным «собраниям сочинений». Под его управлением коллектив исполняет циклы симфоний Бетховена, Брамса, Шуберта, Шумана, Брукнера, Малера. Он открыт и современной музыке – оркестр играет Эдисона Денисова, Андрея Петрова, Родиона Щедрина. В программах коллектива есть симфонические поэмы Рихарда Штрауса и вальсы с польками Иоганна Штрауса, симфония «Песнь восхождения» митрополита Иллариона (Алфеева) и рэгтаймы Скотта Джоплина.

С приходом Когана в жизни оркестра начался новый этап. Смена эпох происходила и в стране, стремительно приближающейся к завершению советского периода своей истории. Наряду со свободой духа и слова пришли экономические трудности. Резкое сокращение финансирования оркестров обернулось изменением гастрольных планов, не только зарубежных, но и внутренних – симфонические коллективы практически перестали ездить по стране. Московский оркестр долгие годы оставался едва ли не единственным, кто продолжал регулярно приезжать с концертами в Петербургскую филармонию.

График выступлений оркестра в Большом зале свидетельствует о том, насколько важными для Павла Когана были творческие отчеты перед петербургской публикой. Едва заняв позицию главного дирижера, он тут же привозит оркестр на два концерта в сентябре 1989 года. Три концерта следующей осенью коллектив дает уже в статусе «академического» – звание присуждают в конце 1990 года, а с января 1991-го оркестр переходит в федеральное подчинение. На сцене Большого зала Петербургской филармонии Московский академический оркестр отмечает свои юбилеи – 50-летие в 1993-м и 65-летие со дня основания в 2008 году. Еще по два концерта сыграет под управлением Павла Когана в марте 2011-го и в октябре 2012 года. Коган готовит и посвященный грядущему 80-летию оркестра юбилейный тур, в рамках которого договаривается о выступлении в Большом зале 8 июня 2022 года. Но в марте он оставляет пост, а в Петербурге после почти десятилетнего перерыва оркестр выступает под управлением Александра Рудина. Он и другие столичные музыканты появляются за пультом оркестра на концертах и в Москве, а должность главного дирижера коллектива к началу 2023-го пока так и остается вакантной.

И. Р.


Концерты

  • 5 октября 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Симфония «Манфред»

  • 6 октября 1973

    Верди. Реквием
    Дирижер – Вероника Дударова

    Верди. Реквием

  • 7 октября 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Рахманинов. Симфонические танцы. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»

  • 6 мая 1975

    Симфонический концерт
    Московский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Вероника Дударова

    Чайковский. Симфония № 5. Шостакович. Симфония № 10

  • 7 мая 1975

    Симфонический концерт
    Московский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Вероника Дударова

    Моцарт. Симфония соль минор. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Равель. Хореографическая поэма «Вальс». Болеро

  • 8 мая 1975

    Симфонический концерт
    Московский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Вероника Дударова

    Рахманинов. Симфоническая фантазия «Утёс». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 7 октября 1980

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Па-де-де из балета «Спящая красавица». Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». Шостакович. Симфония № 6. «Таити-трот»

  • 8 октября 1980

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Бах. Концерт для фортепиано с оркестром № 7. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вступление и смерть Изольды из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Вступление и Антракт к III акту оперы «Лоэнгрин». Россини. Увертюра к опере «Шелковая лестница»

  • 10 октября 1980

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Рахманинов. Симфония № 2. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Дебюсси. «Море». Равель. «Павана на смерть инфанты»

  • 5 октября 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    (программа не указана)

  • 6 октября 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    (программа не указана)

  • 7 октября 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    (программа не указана)




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»