Персоны
Сергей Дрейден
Биография
Дрейден Сергей Симонович – актер.
Среди театральных и кинематографических наград Сергея Дрейдена есть одна, наиболее точно определяющая его сценическую судьбу, – Премия имени Толубеева с формулировкой «За легендарный творческий путь и уникальную самостоятельность в актёрской профессии». Эта непохожесть, «самостоятельность» заставляла Дрейдена порой далеко отходить от привычных артистических дорог. Он без жалости покидал труппы, о работе в которых могли только мечтать другие, и вообще к актерской музе относился с некоторой ветреностью: мог и вовсе оставить на время сцену, возить по ночам хлеб с заводов в магазины, работать помощником геолога в горных экспедициях или печатником в типографии. Эти формальные пробелы в карьере не означали, однако, что Дрейден переставал быть артистом. Артистом он оставался всегда и, отдохнув, неизменно возвращался на сцену и на экран.
Кажется, иначе и быть не могло. Он родился почти за кулисами Александринского (тогда Пушкинского) театра, где во время войны в эвакуации в Новосибирске работал завлитом отец Симон Дрейден, был вскормлен молоком дочери Всеволода Мейерхольда – у матери молока не хватало, а у Ирины Мейерхольд и артиста Василия Меркурьева как раз в это же время родился ребенок. За кулисами другого театра пройдет послевоенное детство Дрейдена – отца переводят в Камерный театр Таирова, и семья переезжает в Москву. Впрочем, этот период продлится недолго. В 1949-м Камерный театр закроют, отца арестуют и сошлют в лагерь. Мать с маленьким Сергеем вернется в Ленинград. После школы Дрейден мечтает стать оператором, готовится к экзаменам, но поступает учиться на актера. Родным кажется – неожиданно, сегодня понимаешь: закономерно!
Постепенную карьеру, при которой молодые артисты поднимаются по лестнице от эпизодических ролей к главным, Дрейден признавать не хотел, «своей труппы» не искал. Дольше всего задержался в Театре Комедии. Сначала на четыре года – 1964–1968, а затем, после перерыва, на целых десять лет, с 1970-го по 1980-й. С первого дня здесь у Дрейдена сложился артистический дуэт с Вячеславом Захаровым. С ним Сергей Симонович и появлялся на сцене Большого зала Ленинградской филармонии в праздничных концертах в 1970-е годы.
Дальнейшую карьеру Дрейден будет выдумывать себе сам, появляясь на тех сценах, где его ждали подходящие роли. В петербургском БДТ играет Несчастливцева в «Лесе» и Адольфа в спектакле «Отец» по Стриндбергу, в МХТ имени Чехова – Гаева, в Московском театре имени Ермоловой – мнимого больного Аргана, в петербургском ТЮЗе – Короля Лира. Будет и множество других ролей в разных спектаклях, поставленных специально «под Дрейдена». Долгие годы Сергей Симонович играл «Ревизора», в котором обходился без партнеров: в моноспектакле «Немая сцена» он был и Хлестаковым, и Городничим, и всеми чиновниками городка N.
А еще были кинороли… Много проходных, необязательных. Но несколько главных, без которых история русского кино оказалась бы другой. Это и учитель Чижов из «Окна в Париж», оказавшийся одним из знаковых персонажей перестройки, и, конечно, Путешественник из «Русского ковчега» Александра Сокурова.
О. Р.
Концерты
-
7 марта 1972
Праздничный концерт, посвященный Международному Женскому дню 8 марта
В программе: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Глазунов, Мейербер, Штольц, Тейх, Рахманинов, Курляндский и Хайт, Делиб, Григ, Верстовский, Гиндин и Рябкин, Глиэр
-
1 мая 1972
(анонс и рукописная книга)
Большой праздничный концерт мастеров искусств
(программа в рукописной книге регистрации концертов)
-
8 ноября 1972
(рукописная книга регистрации концертов)
Большой праздничный концерт мастеров искусств
В программе: Лист, Твардовский, Минкус, Соловьев-Седой, Баснер, Верди, Алябьев, Глюк, Чайковский, Щербачев, Хачатурян, Штраус, Жуховицкий, Рубинштейн, Бизе, Фальво, Сен-Санс, Курляндский и Хайт
-
7 ноября 1974
(рукописная книга регистрации концертов)
Праздничный концерт мастеров искусств
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
8 марта 1975
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(есть программа)