Персоны

Олег Басилашвили

Род. в 1934

Биография

Басилашвили Олег Валерианович – актер.

На театральную сцену Олега Басилашвили увлекла «Синяя птица». В шесть лет он вместе с мамой попал на легендарный МХАТовский спектакль, бессменно идущий здесь со времен Станиславского, и сразу определился с профессией. В Школу-студию МХАТа Басилашвили поступит вопреки воле родителей. Актерская удача улыбнется не сразу. Муки неуверенности в себе, неуспешности на фоне сокурсников – Михаила Козакова, Евгения Евстигнеева, Татьяны Дорониной, вскоре ставшей первой женой Басилашвили, Олег Валерианович честно опишет в автобиографической книге «Неужели это я?!! Господи…» (М., 2012). В тени Дорониной он окажется и на первом месте краткой службы актерской пары в Сталинградском (ныне Волгоградском) драматическом, и в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (ныне Театр «Балтийский дом»), и даже, на первых порах, в БДТ, куда артисты вместе, «семьей» приходят в 1959 году:

«Я репетировал, старался изо всех сил, делая все “по системе”, копал вглубь, а толку – ноль! И чем больше я старался, тем больше был зажат, беспомощен, неорганичен…»

Сегодня одинаково сложно представить себе, как «зажатого» Басилашвили, так и труппу Большого драматического без него! Как немыслима история советского кинематографа без очаровательного негодяя Самохвалова («Служебный роман»), потерявшего покой между любовью к двум женщинам Бузыкина («Осенний марафон»), пианиста Рябинина, обретшего свою судьбу на «Вокзале для двоих», – Басилашвили всегда разный, но неизменно органичный, словно «рожденный» для той роли, которую играет в данный момент.

При любом «звездном» составе артистов БДТ всегда находились зрители, которые специально ходили на «его Хлестакова», «его дядю Ваню», «его Уилфреда Бонда» из спектакля «Квартет», объединившего «старожилов» еще прежнего, товстоноговского костяка труппы на сцене уже нового времени. Легендой стала гримерка артиста (ее Басилашвили делил с Юрским и Гаричевым): на ее потолке хранятся автографы не только артистов и режиссеров БДТ, но и гостей театра – Лоуренса Оливье, Жан-Поля Сартра, Марка Шагала. О них сам Олег Валерианович рассказывал в телевизионных программах «С потолка» (такое название цикла придумала жена артиста, журналистка Галина Мшанская, кстати, дочь оперной певицы Ольги Мшанской, в свое время неоднократно выступавшей в филармонических программах), всего выйдет около 200 серий!

В отличие от «соседа по гримерке» Сергея Юрского, на филармонических сценах Басилашвили появлялся очень редко. Дважды выступал в праздничных сборных концертах 1974 года, принял участие в авторском вечере Андрея Петрова в Большом зале. Единственный сольный литературный вечер артиста прошел на камерной сцене: в Малом зале имени Глинки в июне 1994-го он читал Пушкина и Маяковского, Мандельштама и Блока, Евтушенко и, неожиданно, Жванецкого

В те же 1990-е на волне демократических перемен Олег Валерианович согласился разделить свое время между сценой и политикой, став народным депутатом РСФСР. Но и позднее, в любые времена, несмотря на востребованность, на возраст Басилашвили готов бороться за справедливость, как он ее понимает: подписывать письма в защиту политических заключенных или против градостроительных ошибок, публично осуждать травлю в любых ее проявлениях и поддерживать ее жертв. И при этом, разочаровываясь и критикуя, он верит:

«Жизнь сама по себе прекрасна. Рождение и смерть – всё происходит закономерно. И всегда есть брюзжащие старики, склонные идеализировать "свое время". Я не хочу походить на них и воспринимаю мир таким, каков он есть».

О. Р.


Концерты

  • 7 ноября 1974

    (рукописная книга регистрации концертов)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 5 декабря 1974

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт к Дню Конституции

    (программа не указана)

  • 18 декабря 1978

    5-й концерт 1-го абонемента сезона 1977-78 гг.

    Авторский вечер композитора Андрея Петрова
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Петров. Фрагменты музыки балета «Сотворение мира». Вокально-поэтическая симфония «Пушкин»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»